Педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза к преподаванию русского языка

Авторы

  • Термезский государственный педагогический институт
  • Шадринский государственный педагогический университет
Педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза к преподаванию русского языка

Аннотация

В статье отмечается, что социально-экономические изменения, происходящие в обществе, возлагают на высшее образование Республики Узбекистан решение задач, связанных с формированием у выпускников педагогических вузов профессиональных компетенций, обеспечивающих успешное осуществление организации образовательного процесса в школе. Актуальным на социальном, научно-теоретическом и технологическом уровнях является формирование будущего учителя, который сознательно, творчески относится к своей профессиональной деятельности, обладает такими личностными качествами, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность, активность. Формирование названных качеств личности будущего учителя русского языка должно сопровождаться хорошим знанием преподаваемого языка, ориентацией в культуре и традициях русского народа. Для повышения эффективности образовательной среды педвуза с целью подготовки студентов к преподаванию русского языка авторами обосновывается группа педагогических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций, необходимых для осуществления будущей педагогической деятельности.

Ключевые слова:

Педагогические условия преподавание русского языка педагогические ситуации студенты педагогического вуза профессиональная компетентность подготовка будущего учителя образовательная среда педвуза

Введение

В условиях модернизации высшего образования актуальным в сфере педагогической теории и практики становится поиск решения проблемы формирования и развития у студентов мультифункциональных компетенций, важнейшей из которых является коммуникативная компетентность.

Как отмечает глава государства Ш.М. Мирзиёев, для того чтобы превратить Узбекистан в динамично развивающуюся страну, обладающую рыночной экономикой с высокой долей интеллектуального вклада в общество необходимо обратить внимание на профессиональную подготовку специалистов разных областей наук и сфер деятельности. Особую роль в этой подготовке отводят учительским кадрам. Так, 2023 год в Узбекистане был назван «Годом заботы о человеке и качественного образования». Данное решение оглашается президентом страны на ежегодном выступлении с посланием к Олий Мажлису Республики Узбекистан. Следующим, важным для нашего исследования, документом является нынешняя «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-20226 годы», в которой детально, попунктно обозначены цели реформирования всей системы образования республики. Например, Цель 44 гласит «Продолжение работ по укомплектованию педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных школ, особенно образовательных учреждений в отдаленных районах»; Цель 46 предусматривает «Доведение уровня охвата высшим образованием молодежи в 2022 году до 38 процентов». Это свидетельствует о важной роли подготовки будущих педагогов.

Применительно к предмету нашего исследования, следует отметить выступление спикера Сената Т.К. Нарбаевой: «сейчас в Узбекистане функционирует более 10 тыс. общеобразовательных учебных заведений, в которых русский язык включен в обязательную программу, а в 10% этих школ обучение осуществляется только на русском языке». Т.К. Нарбаева сослалась на слова Президента страны Ш.М. Мирзиёева, который отметил, что «великая русская культура всегда была и будет неотъемлемой частью духовной жизни узбекского общества, а язык, как известно, является неотъемлемой частью любой культуры». Следовательно, необходимо подготовить будущих учителей, готовых обучать русскому языку (как иностранному) детей в общеобразовательных школах (Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан “О государственном языке Республики Узбекистан”»).

Изложение основного материала

Поскольку изучение любого иностранного языка сопровождается необходимостью мотивировки у обучающихся, особую сложность в этом процессе имеет не просто овладение русским языком, а готовность донести особенности его усвоения для обучающихся узбекских школ. При этом, очевидной необходимостью является подготовка студентов – будущих учителей к приобщению к культуре и традициям изучаемого языка. В связи с чем, на первый план выходит обоснование применения педагогических условий, способствующих усвоению самими студентами педагогических вузов русского языка (Пономарева, 2021).

В системе образования под педагогическими условиями рассматривается комплекс факторов, обусловливающих эффективное функционирование образовательной деятельности, направленной на достижение определенной цели (Ган и др., 2021). По мнению А.Я. Найна педагогические условия выступают необходимым компонентом процесса обучения, поскольку они ориентированы на решение конкретных проблем в обучении и повышают успешность педагогической деятельности (Пономарева, 2021). Итак, в нашем исследовании под организационно-педагогическими условиями понимается сочетание декларативных и имманентных факторов, обеспечивающих успешную реализацию поставленных образовательных задач; совокупность организационно-содержательных и социально-экономических детерминант, повышающих эффективность изучения русского языка студентами.

Собственно подготовка студентов к преподаванию русского языка заключена в формат преподавания педагогических дисциплин, предусматривающий создание педагогических условий, определяющий организационные формы, приемы, изучения русского языка, которые приближают студентов к реальной профессиональной практике (Пономарева и др., 2022).

Первое педагогическое условие – включение в занятия по изучению русского языка ситуаций, в которых студенты принимают на себя различные социальные роли: гид – турист; продавец – покупатель; врач – пациент и др. Кроме того, на занятиях необходимо использовать различные интерпретации личности: языковой, коммуникативной, смыслообразующей, креативной и др., при реализации таких концептов как Мир, Жизнь, Дружба, Любовь, Труд и др.

Реализация первой группы условий направлена формирование коммуникативной компетенции и осуществлялась в соответствии с ведущим принципом когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического знания.

Применение концепта «говорящего субъекта и адресата», на занятиях по изучению русского языка способствует не только организации взаимодействия, но и различным сочетаниям денотативных и коннотативных значений языковых единиц. На лекционных и практических занятиях по изучению русского языка мы основывались на общенаучном характере трехмерной модели, разработанной Ю.Н. Карауловым, которая состоит из лингвокогнитивного, вербально-семантического и мотивационного компонентов (Караулов и др., 2008).

Второе педагогическое условие – разработка педагогического силлабуса по самостоятельному выполнению комплекса заданий исследовательского, аналитического характера вне образовательного процесса. «Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов является тем управляющим механизмом, который обеспечивает активизацию познавательной деятельности, самостоятельное определение «самодвижения» студентов к решению поставленных задач» (Каштанова и др., 2016).

В формировании языковой компетентности студентов – будущих учителей, педагогический силлабус позволяет сформулировать чёткую последовательность действий по выполнению заданий исследовательского характера, которые маршрутизируются по заданному алгоритму, последовательности выполнения заданий, соотнесения с изучаемыми темами (в основном это работа с текстом). Важным компонентом педагогического силлабуса является рефлексивный, который выступает одним из конструктивных ресурсов в осознании собственных достижений в овладении компонентами языковой компетентности (Каштанова и др., 2016).

Следует отметить, что чёткого алгоритма составления силлабуса не предусмотрено, и в силу этого преподаватель в контексте формирования языковой компетентности определяет требования к работе в структуре силлабуса, перечень исследовательских заданий, форму отчетности.

Важным является рациональная организация студентами самостоятельной работы в выполнении заданий, носящих исследовательский характер, при этом функция педагога – сопровождение и педагогическая поддержка (Бубновская, 2013).

Подчеркнем, что студенты в логико-процессуальной и содержательной структуре педагогического силлабуса самостоятельно фиксируют, накапливают и оценивают свои достижения, целенаправленно наращивают результаты индивидуальной деятельности, оценивают её соответствие заданным критериям, овладевают критической саморефлексией в оценке своих сильных и слабых сторон, динамики собственных способностей и навыков в организации и проведении педагогической работы и готовности к будущей профессионально-педагогической деятельности.

Комплекс заданий для студентов, требующих исследовательского, аналитического подхода в выполнении может быть самым разнообразным, например, составить ассоциативно-вербальную сеть слову «Дом»: жилище – хижина – квартира – здание – изба – обитель – коттедж…; подобрать к нему прилагательное (какой он бывает?): отчий – многоквартирный – пятиэтажный – уютный – деревенский – жилой …; составить устойчивое выражение со заданным словом и объяснить его значение: чувствовать себя как дома – владеть домом – домашние дела – домашний ребенок…

Данные задания сопровождаются разделом педагогического силлабуса «Методические рекомендации», в которых студенты могут ознакомиться с правилами написания эссе на заданную тему, подбора русских пословиц и поговорок и др.

Педагогический силлабус в описываемом педагогическом условии вступает как одна из форм самостоятельной деятельности, которая имеет свою логику, регулируется сознанием и активностью личности, функционально направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей студентов, способствующая пониманию специфики русского языка.

Третье педагогическое условие связано с включенностью студентов в профессионально-педагогическую деятельность. Профессионально-педагогическая деятельность предполагает отработку различных навыков и умений на семинарских занятиях, в психолого-педагогических практикумах, педагогической практике в школе, конкурсах исследовательских работ, интеллектуальных марафонах и др.

  • Гностические умения, т.е. способность будущих учителей анализировать обучающихся, учебный процесс, особенности конкретной группы инофонов, средства обучения русскому языку, а также индивидуальные возможности (владение родным языком), коммуникативно-языковые способности; умения обосновывать и подбирать методы и средства обучения; объективно оценивать ход образовательного процесса и достижения обучающихся;
  • Проектировочные умения, данную группу составляют умения доносить в свободной и доходчивой форме образовательные задачи, определять методическую структуру урока по русскому языку, подбирать способы работы с новым учебным материалом и закреплять изученный, уметь прогнозировать ошибки в речи детей, исправлять недочеты и осуществлять разные формы контроля (текущий, промежуточный, итоговый);
  • Конструктивные умения – это умения пользоваться имеющимся материалом, подбирать методы и приемы лучшего усвоения особенностей русского языка, самостоятельно разрабатывать конспекты разных видов уроков, использовать коммуникационные технологии и интернет-средства в образовательном процессе (Ryndina, 2011);
  • Организаторские умения, по большей части, определяют сформированные профессиональные навыки, способствующие сосредоточению внимания обучающихся на основных моментах изучаемого материала, активизации познавательно-коммуникативной деятельности, мотивации и стимуляции в изучении русского языка, организации коллективной и индивидуальной работы учеников в изучении языка;
  • Коммуникативные умения – умение применять различные технологии межличностного взаимодействия, подбирать тексты для интересного изучения, сценарии общения сверстников, предупреждать конфликты в детской среде.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, следует заключить, что процесс подготовки студентов педагогического вуза к будущему преподаванию русского языка в школах Республики Узбекистан предполагает включенность студентов в образовательную деятельность по изучению языка с отработкой необходимых профессиональных навыков и умений в непосредственном его преподавании. Применение разработанных педагогических условий обладают функционально-формирующим потенциалом в формировании коммуникативной, языковой и профессионально-личностной компетентности студентов вуза – будущих учителей русского языка. Важно, что в педагогических условиях данного комплекса, как необходимых и достаточных, профессиональная деятельность по преподаванию русского языка в школе осознаётся студентами как личностно и методико-инструментально значимая, необходимая в будущей педагогической деятельности.

Библиографические ссылки

Бубновская, О. В. (2013). Научное исследование как форма организации самостоятельной работы студента. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (11–2), 62–65.

Ган, Н. Ю., & Пономарёва, Л. И. (2021). Подготовка будущих педагогов в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования. Образовательный вестник «Сознание», 23(9), 13–19. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-13-19

Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан “О государственном языке Республики Узбекистан”». (n.d.). Retrieved from https://yuz.uz/ru/news/odobren-zakon-respubliki-uzbekistan-o-gosudarstvennom-yazke-respubliki-uzbekistan

Каштанова, В. А., & Кудрявцева, С. Н. (2016). Силлабус как инструмент регулирования учебной деятельности студентов. Вестник Мининского университета, 2(15), 5–9.

Караулов, Ю. Н., & Филиппович, Ю. Н. (2008). Лингвокультурное сознание русской языковой личности: моделирование состояния и функционирования. Москва: Моск. гос. лингвист. ун-т.

Пономарева, Л. И., & Ган, Н. Ю. (2021). Практико-ориентированные механизмы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, (72(4)), 218–221.

Пономарева, Л. И., & Ган, Н. Ю. (2022). Целевые ориентиры подготовки студентов педагогических вузов в системе интеграции образовательных уровней. В Детство, открытое миру: Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 272–273. Омск. https://elibrary.ru/item.asp?id=48134522

Ryndina, Yu. V. (2011). Formation of research competence of students in the classroom. Young Scientist, 2(4), 127–131.

Опубликован

Загрузки

Биографии авторов

Зокир Авлиякулов,
Термезский государственный педагогический институт

Преподаватель

Людмила Пономарева,
Шадринский государственный педагогический университет

Доктор педагогических наук, профессор

Как цитировать

Авлиякулов, З., & Пономарева, Л. (2025). Педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза к преподаванию русского языка. Лингвоспектр, 11(1), 387–393. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/1191