Использование художественных произведений русских писателей-фантастов для обучения русскому языку

Авторы

  • Андижанский государственный институт иностранных языков
Использование художественных произведений русских писателей-фантастов для обучения русскому языку

Аннотация

В статье рассматривается использование произведений Кира Булычёва, как эффективного инструмента для обучения русскому языку. Подробно анализируются особенности жанра фантастики, которые способствуют развитию креативного мышления и языковых навыков у студентов. Приводятся примеры конкретных произведений, иллюстрирующих методы их применения на занятиях, а также обсуждаются преимущества таких подходов, включая повышение мотивации учащихся и углубленное понимание культурного контекста. Статья также содержит рекомендации по выбору текстов и формированию уроков, основанных на фантастической литературе. Кир Булычев и его творчество представляют собой богатый ресурс для изучения русского языка. Его произведения не только увлекательны, но и содержат множество языковых и культурных аспектов, которые могут быть полезны в образовательном процессе. Использование текстов Булычева в качестве учебного материала помогает студентам развивать языковые навыки, критическое мышление и интерес к литературе. В результате обучение становится более увлекательным и эффективным, а любовь к литературе — более глубокой и осмысленной.

Ключевые слова:

фантастика лексика критическое мышление антонимы синонимы

Фантастические рассказы и повести К. Булычева отличаются рядом характерных особенностей. Это остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными, иногда комическими, ситуациями произведения, многие из них ориентированы на детей и подростков. Художественное пространство и время булычевских книг многолики и разнообразны: это Земля XXI века,  дно океана, космос, прошлое и др. Фантастическое и сказочное умело соединяется с реальным, обыденным. Герои книг – фантазеры, путешественники, выдумщики, школьники и взрослые, инопланетяне и сказочные персонажи. В развитии речи учащихся методика опирается на литературоведение, поэтику, логику, теорию сценической речи (Л.Т.Ахмедова, О.В.Кон.,2013).

Изучение лексики на уроках русского языка с использованием произведений Кира Булычева может быть очень эффективным. Произведения Булычева охватывают различные темы, что позволяет вводить слова и выражения в контексте. Учащиеся могут изучать лексику, связанную с наукой, фантастикой и повседневной жизнью.

Прочитав выразительно текст, можно  выписать слова, образованные приставочным способом, произвести  словообразовательный разбор.

Курчавый, видно, не поверил и готов был задавать новые нескромные вопросы, но тут стена разъехалась в стороны, и в комнате появился грузовой робот-тележка. Просто тележка, платформа, скользившая над землёй. Но, когда платформа подъехала к столу, из неё высунулись металлические щупальца, в одну секунду осторожно обхватили спутник и перенесли его на платформу. Тележка отправилась на поле, и все ребята поспешили за ней. И о Коле забыли. Он и вышел вслед за ними.

 Можно выделять отдельные слова или фразы для детального разбора, объясняя их значение, синонимы и антонимы, а также использование в разных контекстах. Например:

Замените выделенные слова синонимами:

- Я почему тебе помог? Потому что в тебе есть качества настоящего мужчины. Теперешние мальчишки едят не больше двух порций мороженого зараз. Слушаются машину. А ты взбунтовался.

Наследница сидела на кровати, прижимая к груди куклу, и отчаянно вопила.

Вместо того чтобы подняться на поверхность и вызвать помощь, безрассудный Пашка отправился сам совершать подвиги.

Завтра Алиса идет в школу. Это будет очень интересный день.

Антонимы употребляются в художественной речи как выразительное средство создания контраста. В произведениях Булычева встречаются различные антонимы, чаще всего они сталкиваются в одном контексте: большой – маленький, побольше – поменьше, толстый – худой, право – лево, глупый – умный, плохо – хорошо и др. В контексте: Весеннее утро началось мирно, а кончилось большим скандалом; Утро было прохладным, свежим, но солнце уже начало припекать – и через час-два на берегу станет жарко; Нет, на меня и умники, и дураки работают. Теперь давай, быстро. Мама ждет, как пройдет операция.

Часто писатель использует антонимы для описания внешности и характера героев: Нет, так не годится, – сказал печально толстяк. – А если мы ошиблись? Если это не та Алиса? Представляете, какую травму мы нанесем невинному ребенку? – Это та, та, – сказала Мила. – Она совершенно ненормально все знает. – Но мы очень деликатные люди, – сказала хрупкая доктор Иванова. – Сначала мы заглянем в класс и убедимся, что эта наша беглянка. Ты нам должна помочь; Они так похожи, что не отличишь, а на самом деле – совершенно разные люди. Маша – серьезная и уверяет, что любит только науку. А Наташа – страшно легкомысленная и любит не столько науку, сколько зверей и танцы.

А также для создания комического эффекта: В науке всегда найдется кто-нибудь с крайними взглядами, а надо искать золотую середину. Золотая середина заключалась в том, что Наташа нашла в сосновом бору в дальнем конце бульвара, в местах укромных и почти не хоженных, целое поле новорожденных маслят – к утру они должны подрасти.

Явление антонимии используется и как языковая игра: Если им осыпать даже бесчувственное растение, например, кактус, тот сразу начнет переживать, а уж какая-нибудь нежная мимоза только что разговаривать не сможет; Я пользуюсь самостоятельностью, – возразил Пашка. – В разумных пределах; Я буду дурак на осле, а они ослы на конях.

Обсуждение сюжетов и персонажей, а также ролевые игры на основе текстов Булычева помогают активизировать новую лексику в разговорной практике(Потолов В.Н., 2017).

Учащиеся могут создавать свои тексты, используя изученные слова и выражения, что способствует их активному применению. Самостоятельное составление текстов, в которых обучающиеся должны сформулировать и передать основную мысль, определенную последовательность фактов, развертывающихся во времени и пространстве по особым речевым правилам, принципам и закономерностям в зависимости от содержания, стиля, типа и жанра текста (Е.П. Никифорова, С.Ю. Залуцкая, 2020).

Введение игр, таких как кроссворды или викторины на основе прочитанных текстов, сделает изучение лексики более увлекательным.

Такой подход не только расширяет словарный запас, но и развивает критическое мышление и творческие способности учащихся.

Кир Булычев, известный советский писатель-фантаст, активно использует фразеологизмы и неологизмы в своих произведениях, что помогает создавать уникальную атмосферу и передавать идеи.

Фразеологизмы в его текстах часто подчеркивают юмор и иронию, а также помогают передать характеры персонажей. Например, выражения из повседневной жизни могут использоваться для создания комического эффекта или для более глубокого раскрытия внутреннего мира героев.

Неологизмы в творчестве Булычева часто связаны с научной фантастикой. Он создает новые слова для обозначения технологий, внеземных существ и концепций, которые еще не существуют в реальности. Это не только обогащает язык, но и помогает читателю лучше понять уникальные идеи автора. Таким образом, творчество Кира Булычева может стать эффективным инструментом для изучения русского языка и литературы.

Библиографические ссылки

Л.Т.Ахмедова, О.В.Кон. Методика преподавания русского языка. –T.: «Fan va texnologiya», 2013, 240 стр.

Потолов В.Н. Фантастика и реальность современного мира в произведениях Кира Булычева // Старт в науке. – 2017. – № 6-2.

Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе и вузе: региональный аспект : монография / под ред. Е.П. Никифоровой, С.Ю. Залуцкой. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 184 с.

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Нафиса Парпиева ,
Андижанский государственный институт иностранных языков

Преподаватель

Как цитировать

Парпиева , Н. (2024). Использование художественных произведений русских писателей-фантастов для обучения русскому языку. Лингвоспектр, 2(1), 151–153. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/134

Похожие статьи

<< < 4 5 6 7 8 9 10 11 12 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.