РКМЧП в формировании языковой и речевой компетенции студентов при изучении русского языка

Авторы

  • ТГПУ имени Низами
РКМЧП в формировании языковой и речевой компетенции студентов при изучении русского языка

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты реализации РКМЧП (Российская концепция многоязычного и культурного образования) в контексте формирования языковой и речевой компетенции студентов при изучении русского языка как иностранного. Обсуждаются ключевые методические подходы и стратегии, направленные на развитие у студентов навыков межкультурной коммуникации, а также их способности к адекватному использованию русского языка в различных ситуациях. Особое внимание уделяется многонациональному контексту обучения, где разнообразие культур и языков студентов становится не только вызовом, но и ресурсом для обогащения образовательного процесса. В статье представлены примеры успешных практик и рекомендации для преподавателей, способствующие эффективному обучению.

Ключевые слова:

Российская концепция многоязычного и культурного образования (РКМЧП) Языковая компетенциия Речевая компетенция Межкультурная коммуникация Русский язык как иностранный

В целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования в Республике Узбекистан, поднятия на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами, модернизации высшего образования, развития социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий Президентом Узбекистана Мирзиёевым Ш.М. была утверждена Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. В Концепции проведен анализ текущего состояния системы высшего образования и имеющихся проблем, в частности, указано, что у студентов не сформированы навыки критического мышления, самостоятельного поиска информации и анализа. Для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием в Концепции особое внимание уделено развитию у студентов навыков самостоятельного образования, критического и творческого мышления, системного анализа, предпринимательских навыков (Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года , 2018). С этой целью отмечена необходимость повышения доли часов, отведенных на самообразование, внедрения методик и технологий, направленных на усиление компетенций в учебном процессе, ориентации учебного процесса на формирование практических навыков, широкого внедрения в учебный процесс передовых педагогических технологий, учебных планов и учебно-методических материалов на основе международных образовательных стандартов в данном направлении.

Актуализировалась значимость принципов сознательности и активности обучения, реализующихся при условии, если программный материал усваивается путем активной мыслительной деятельности: сравнений и сопоставлений; выделения причины и следствия; классификации и обобщений.

Применение РКМЧП на занятиях по русскому языку в группах с нерусским языком обучения позволяет повысить качество знаний и уровень освоения предмета через включение студентов в активную познавательную и творческую деятельность.

Рабочий набор мыслительных средств, позволяющих преподавателю организовывать исследовательскую деятельность студентов, превратить учащихся в активных организаторов учебного процесса, представляют приемы ТРКМЧП – «Верные и неверные утверждения», «Поиск соответствий», «Интеллект-карта», «Письмо с окошками».

Используя данные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

            Один из эффективных приёмов активизации познавательной деятельности студентов является приём «Верные и неверные утверждения», который удобнее всего применять на стадии вызова. На этом этапе нужно не только активизировать студентов, подготовить, помочь им освежить в памяти все те знания, умения и навыки, которые известны по данной теме, но ещё важно их заинтересовать и мотивировать[1].

            В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Студенты уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям. Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из студентов получил в ходе занятия ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом начале — после работы с приемом «Верные и неверные утверждения». Алгоритм работы приема ТРКМЧП «Верные и неверные утверждения»[2]:

  • объявляется тема занятия
  • преподаватель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
  • студенты в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".

На стадии рефлексии снова преподаватель возвращается к составленным таблицам: вновь зачитывает вопросы, и студенты отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе занятия, в связи с новой полученной информацией.

            Утверждения необходимо сформулировать так, чтобы чтение текста превратилось в поиск. Студенты должны совершить дополнительные мыслительные операции анализа, сравнения, чтобы выйти на выбор правильного утверждения.

            К примеру, можно сформулировать следующие утверждения:

«Наиболее важной причиной данного события является…»

«Наиболее существенными признаками данного явления являются…»

            Студенты проводят ранжирование определённого перечня аргументов, выявляют наиболее важные.

            Для формирования критического мышления используется прием «Поиск соответствий» При выполнении этого задания от студентов требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как студенты начнут знакомиться с трудными текстами. Целью такого приема является развитие логики, памяти, внимания. Данный прием наиболее эффективен на этапе закрепления полученных знаний. Он дает возможность осмыслить услышанную информацию и установить взаимосвязь между разрозненными сведениями. В качестве заданий может быть предложено составить цепочки из дат, терминов, названий и т.д. Прием «Поиск соответствий» предполагает разные формы организации работы на занятии: индивидуальную, групповую и коллективную. Он может проводиться под руководством педагога или в виде самостоятельной работы[3]. Также возможны разные способы его применения: устно и письменно.

            Одной из наиболее сложных разновидностей такого приема является групповая работа с письменной фиксацией результата. Для этого всех участников делят на группы и раздают каждой чистый лист бумаги и маркеры. При этом у каждой группы маркеры должны быть разных цветов. Для такого задания должны быть подобраны разные вопросы отдельным группам, которые касаются одной и той же темы.  Таким образом можно охватить большой объем информации. Педагог может предложить коллективно обсудить получившиеся записи или самостоятельно их проверить и потом объявить результаты.

            Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется один из продуктивных приёмов «Письмо с окошками (пробелами)».[4] Он подойдет в качестве формирования орфографической зоркости, проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

            Прием «Интеллект-карта» способствует развитию комплексного мышления студента, помогает рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса.

            Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того как ассоциативная карта готова, педагогу и студентам следует выполнить действия:

  • выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
  • расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
  • определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

            Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта? Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Студенты учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Преподаватели, практикующие майндмэп на занятиях, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому. Цели, решаемые с помощью интеллект-карт:

  • развитие творческих и аналитических способностей;
  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
  • развитие критического и рефлексивного мышления.

 

[1] Азизходжаева Н.Н. 2005. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. – Ташкент, г.

[2] Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. 2016. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. – Т.: Изд-во «Фан ва технологиялари».

[3] Даутова О.Б., Крылова О.Н., Мосина А.В. 2011. Традиционные и инновационные технологии обучения студентов. Часть II - Санкт-Петербург.

[4] Загашев И.О., Заир-Бек С.И. 2003. Критическое мышление: технология развития. - Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», - 284с.

Библиографические ссылки

Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года от 8 октября 2019 года

Азизходжаева Н.Н. 2005. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. – Ташкент, г.

Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. 2016. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. – Т.: Изд-во «Фан ва технологиялари».

Даутова О.Б., Крылова О.Н., Мосина А.В. 2011. Традиционные и инновационные технологии обучения студентов. Часть II - Санкт-Петербург.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. 2003. Критическое мышление: технология развития. - Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», - 284с.

Заир-Бек С.И. 2005. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. - - № 4. - C. 66-72.

Полат, Е.С. 2002. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш.квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,– 272 с.

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Нигора Хамидова ,
ТГПУ имени Низами

доцент кафедры «Общее языкознание»

Как цитировать

Хамидова , Н. (2024). РКМЧП в формировании языковой и речевой компетенции студентов при изучении русского языка. Лингвоспектр, 2(2), 181–184. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/245

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.