Бессоюзные сложные предложения в произведении А.Куприна «Поединок»

Авторы

  • Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза
А.Куприн

Аннотация

Бессоюзные предложения, объединяющие образы и мысли, подчеркивают внутренние переживания героев, их конфликты и страсти. Структурная простота этих предложений в сочетании с богатым содержанием позволяет глубже понять психологию персонажей и атмосферу произведения. Анализ использования бессоюзных конструкций в «Поединке» раскрывает уникальный стиль Куприна и его способность передавать сложные эмоциональные состояния через лаконичные, но выразительные формы.

Ключевые слова:

Напряжение конфликт эмоции ожидание состояние динамика

. И. Куприн — один из замечательных писателей России, чьи произведения отличаются глубокой психологией персонажей и насыщенным языком. В его рассказе «Поединок» акцентируется внимание на внутреннем мире героев, их эмоциях и конфликтах. Особенностью стиля Куприна является использование бессоюзных сложных предложений, которые придают тексту живость и эмоциональную глубину.

Бессоюзные сложные предложения: понятие и роль
Бессоюзные сложные предложения — это конструкции, где несколько простых предложений соединены без союзов. Такие формы позволяют создать более сжатую и выразительную речь, акцентируя внимание на конкретных элементах. В художественной литературе бессоюзные предложения подчеркивают эмоциональные состояния героев, их внутренние противоречия и размышления.

Примеры из «Поединка»

В произведении «Поединок» Куприн прибегает к бессоюзным сложносочинённым предложениям для передачи интенсивности атмосферы и внутреннего состояния персонажей. К примеру, в сценах, связанных с поединком и его подготовкой, автор использует такие конструкции, что способствует созданию ощущения динамики и драмы.   Куприн виртуозно передаёт внутренние чувства своих персонажей.

Например: «Он ощутил страх, вспомнил, что его соперник не простит слабости, начал размышлять о своём будущем.»

Здесь три простых предложения объединены в одно бессоюзное, что усиливает восприятие внутреннего конфликта, акцентируя внимание на страхе и напряжении героя. В сценах, где происходит схватка, Куприн применяет бессоюзные конструкции, чтобы подчеркнуть быстроту и напряженность происходящего:

«Он ринулся вперед, увернулся от удара, схватил оружие.»

Такой стиль позволяет читателю ощутить стремительность и непредсказуемость событий, усиливая ощущение напряженной атмосферы. 

Психологическое напряжение

«Он ощутил, как сердце забилось быстрее, как губы пересохли, как мысли заполнили его разум тревожными образами.»

В этом предложении несколько простых предложений объединяются в бессоюзную конструкцию. Это создает эффект нарастающего напряжения, передавая внутренние переживания героя и усиливая эмоциональную обстановку. 

«Солнце уже опускалось к горизонту, небо окрашивалось в пурпурные оттенки, ветер покачивал траву.»

Здесь бессоюзная структура передает как красоту, так и напряженность обстановки, создавая живописный фон для событий. Это подчеркивает контраст между умиротворением природы и внутренними конфликтами героев. Бессоюзные сложные предложения в произведении «Поединок» добавляют тексту выразительности и динамики. Они помогают читателю глубже проникнуть в эмоциональный мир героев, при этом чувствуя их страхи, надежды и переживания. Такие конструкции также позволяют автору избежать избыточной формальности, придавая повествованию более интимный и непосредственный характер.

Прием бессоюзных сложных предложений в произведении А. Куприна «Поединок» играет значимую роль как стилистический инструмент, который увеличивает эмоциональную насыщенность текста и позволяет более глубоко исследовать психологию персонажей.

        Таким образом, ведущими формами субъектноречевой организации повести Александра Ивановича Куприна «Поединок» являются третьеличный монолог повествователя, художественные диалоги персонажей и внутренняя речь главного героя. В тексте произведения активно осуществляется диалогизация повествовательного монолога и внутренних монологов, что создаёт психологизм повествования.

Библиографические ссылки

Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 520 с.

Куприн А.И. Поединок // Куприн А.И. Собр. соч.: в 5 т. – Т. 2. – М.: Правда, 1982. – 448 с.

Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.

Попова Е.А. Коммуникативные аспекты литературного нарратива. – Липецк, 2001. – 268 с.

Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1981–1984.

Фразеологический словарь русского литературного языка: в 2 т. / сост. А.И. Фёдоров. – М.: Цитадель, 1997.

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Мирмухаммед Даулетбаев,
Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза

Ассистент

Как цитировать

Даулетбаев, М. (2024). Бессоюзные сложные предложения в произведении А.Куприна «Поединок». Лингвоспектр, 1(1), 159–160. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/50

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.