Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП): путь к формированию зрелой личности

Авторы

  • Узбекский государственный университет мировых языков
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП): путь к формированию зрелой личности

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) как одного из наиболее эффективных подходов к формированию зрелой, ответственной и мыслящей личности. Метод РКМЧП включает три этапа – вызов, осмысление и рефлексия – каждый из которых направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование умения анализировать, сопоставлять, делать выводы и аргументированно выражать свою точку зрения. Чтение и письмо рассматриваются не как цель, а как инструменты, способствующие осмыслению информации, развитию самостоятельности и внутренней мотивации к обучению. Автор подчеркивает важность создания развивающей образовательной среды, в которой учащиеся становятся активными участниками учебного процесса. Технология РКМЧП помогает не только овладеть знаниями, но и сформировать ключевые компетенции XXI века – критическое мышление, коммуникацию, креативность и сотрудничество. В заключение делается вывод о значимости внедрения данной методики в образовательную практику как условия формирования зрелой личности.

Ключевые слова:

критическое мышление чтение и письмо РКМЧП развитие личности образование рефлексия когнитивные навыки компетенции XXI века.

 

В последние десятилетия в мировой образовательной практике большое внимание уделяется технологиям, направленным на развитие критического мышления. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая была разработана в конце XX века в США. Это системный подход, который широко используется в образовательных учреждениях многих стран, в том числе в Узбекистане. Основная цель данной технологии заключается в том, чтобы развить у студентов умение работать с информацией, формировать навыки самостоятельного анализа, аргументации и обоснования собственной точки зрения.

Технология РКМЧП была разработана специалистами из Университета Северной Айовы и колледжа Хобарда и Уильяма Смита. Среди авторов программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил и Курт Мередит. С 1996 года технология начала распространяться по всему миру с помощью таких организаций, как Институт «Открытое общество», Международная читательская Ассоциация и Консорциум Гуманной педагогики. Эта технология прошла апробацию в образовательных учреждениях множества стран и зарекомендовала себя как эффективный метод обучения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо основывается на ряде педагогических принципов, заимствованных из различных теорий воспитания и обучения. Она включает элементы подходов, предложенных такими выдающимися педагогами, как Жан Пиаже, Джон Дьюи и другие, а также основывается на идеях деятельностного подхода и эвристического обучения. В отличие от традиционных методик, эта технология не сводится к формальному обучению или игре, а фокусируется на глубоких развивающих и воспитательных целях.

Одной из ключевых характеристик РКМЧП является её универсальность. Это надпредметная технология, которая может быть использована в любой области знаний и для разных форм работы. Важно отметить, что она открыта для интеграции с другими педагогическими подходами и методиками, что делает её гибкой и адаптивной (Прокина, 2016).

Основной целью технологии является развитие у студентов критического мышления, которое представляет собой способность осознанно, логически и обоснованно оценивать информацию и принимать решения. Критическое мышление включает в себя анализ и синтез знаний, умение задавать вопросы и формулировать гипотезы, а также способность аргументировать свою точку зрения (Ахмедова, Лагай, 2016).

Важно отметить, что критическое мышление – это не просто способность разбираться в фактах. Это активная, открытая и рефлексивная позиция, которая позволяет человеку воспринимать информацию, анализировать её, и, исходя из полученных данных, принимать осознанные решения. Такое мышление противоположно догматизму и предвзятости, а также требует способности рассматривать проблему с разных сторон и учитывать альтернативные точки зрения.

Критическое мышление также тесно связано с творческим мышлением, так как обе эти формы умственной активности часто развиваются параллельно и в тесной взаимосвязи. Критическое мышление является отправной точкой для творческих поисков, потому что оно помогает формулировать вопросы и выстраивать аргументы, которые могут стать основой для новых идей.

Исследователи, работающие в области педагогики и психологии, предлагают различные определения критического мышления. Например, Дж. А. Браус и Д. Вуд рассматривают его как умение искать здравый смысл и отказываться от собственных предвзятых мнений, а Д. Халпер подчеркивает, что критическое мышление связано с использованием когнитивных стратегий, направленных на получение желаемого результата с высокой степенью логичности и обоснованности.

Наиболее приемлемым для работы с учениками/студентами является определение Д. Клустера, который выделяет несколько ключевых характеристик критического мышления:

1.   Самостоятельность мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и постановки задач, которые необходимо решить.

2.   Аргументированность. В процессе критического мышления важно не только собирать информацию, но и формулировать собственные аргументы и выводы, опираясь на логические основания.

3.   Многогранность. Критическое мышление требует умения рассматривать проблему с различных точек зрения, что позволяет более полно понять суть явления.

4.   Социальность. Важным элементом критического мышления является взаимодействие с другими людьми, обсуждение, дискуссии, что способствует выработке более взвешенных и обоснованных решений.

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в образовательном процессе даёт ряд значительных преимуществ. Во-первых, она способствует развитию личностных качеств студентов, таких как рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность и толерантность. Во-вторых, эта технология развивает навыки работы с текстами и информацией, учит эффективно воспринимать, обрабатывать и применять знания.

Кроме того, РКМЧП помогает студентам развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, аргументировать свои взгляды и принимать коллективные решения. Важным аспектом является и то, что эта технология способствует развитию аналитического и критического подхода к восприятию мира, а также формированию умения работать с большим потоком информации (Буйских, Задорожная, 2003).

Основные задачи, решаемые в рамках технологии РКМЧП, заключаются в формировании нового стиля мышления, который будет открытым, гибким, рефлексивным и способным учитывать различные мнения и позиции. Важной целью является развитие способности к самостоятельному обучению и принятию обоснованных решений.

Одной из особенностей технологии является структура, включающая три основные стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Эти этапы можно адаптировать для занятий с обучающимися разных возрастных групп и на разных уровнях образовательного процесса.

Первая стадия – вызов – обязательна для каждого занятия и играет ключевую роль в мотивации студентов к обучению. Ее цель состоит в следующем:

·  Актуализация и обобщение уже существующих знаний по теме.

·  Формулировка вопросов, на которые обучаемые хотят получить ответы.

·  Побуждение к активной учебной деятельности и стимулирование интереса к изучаемому материалу.

Во время этого этапа обучаемые начинают размышлять о теме, еще до знакомства с текстом. Это может быть текст, лекция преподавателя или видеоматериал. Важным аспектом является создание проблемной ситуации, которая пробуждает познавательную активность и помогает связать новый материал с личным опытом студентов. В ходе стадии вызова обучаемые не только выражают свою точку зрения, но и задают вопросы, что способствует активному включению в процесс обучения.

На второй стадии – осмыслении – происходит углубленная работа с материалом. Задачи этого этапа заключаются в следующем:

·  Осмысление новой информации, сопоставление с уже имеющимися знаниями.

·  Поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова.

·  Систематизация и классификация новой информации.

На этом этапе обучаемые работают с текстами, использующими различные приемы для активизации мышления: например, маркировка текста (использование символов на полях), составление таблиц или графических органайзеров. Этот процесс помогает учащимся не только усвоить новый материал, но и научиться структурировать информацию, связывать ее с тем, что они уже знают.

Преподаватель в этот момент выполняет роль наставника, предлагая методы анализа и чтения, а также поддерживает интерес обучаемых, стимулируя их к продолжению работы и поиску решений поставленных задач.

Третья стадия – рефлексия – направлена на осмысление и обобщение информации. Основные цели этой стадии:

·  Присвоение нового знания.

·  Формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

·  Обобщение полученной информации и выражение новых идей.

Значительная роль на этой стадии отводится письменной работе. Обучаемые могут формулировать свои гипотезы, высказывать идеи и оформлять их в письменной форме, что способствует более глубокому анализу и усвоению материала. Этот этап позволяет не только закрепить знания, но и развить навыки критического осмысления изученного.

 

 

Технология РКМЧП включает использование различных методов и приемов, которые могут быть применены как на отдельных стадиях урока, так и в рамках общей стратегии занятия. Среди популярных методов можно выделить:

·  Кубик Блума и Ромашка Блума для развития мыслительных процессов.

·  Инсерт – техника маркировки текста, которая помогает выделить важные моменты.

·  Синквейн – краткая форма стихотворения, использующаяся для синтеза информации и формирования идеи в пяти строках.

·  ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал) – графический органайзер, помогающий учащимся структурировать свои знания и ставить цели для изучения материала.

·  Толстые и тонкие вопросы – техника формирования вопросов, которые помогают углубить понимание темы.

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе позволяет значительно улучшить качество образования. Студенты учатся не только усваивать информацию, но и анализировать её, вырабатывать собственное мнение и выражать его в устной и письменной форме. Они начинают осознавать важность и значимость собственного мышления, учат себя думать и действовать осознанно (Валькова, Низовская, Задорожная, Буйских, 2003).

Одним из главных достижений применения этой технологии является то, что студенты начинают брать на себя ответственность за свой учебный процесс и развивают способность к самообразованию. Это крайне важно в условиях быстро меняющегося мира, когда постоянное обновление знаний и навыков становится необходимостью для успешной профессиональной и личностной реализации.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо является важным инструментом, способствующим глубокому развитию личности студента. Она помогает формировать не только профессиональные навыки, но и ценности, которые являются основой для успешного функционирования в сложном и многогранном мире. Использование этой технологии в образовательном процессе способствует не только развитию навыков работы с информацией, но и улучшению качества взаимоотношений между людьми, созданию культуры диалога и сотрудничества.

 

Таким образом, развитие критического мышления через чтение и письмо способствует формированию зрелой, ответственной и творчески настроенной личности, готовой принимать осознанные и аргументированные решения в любых жизненных ситуациях.

Библиографические ссылки

Ахмедова, Л.Т., & Лагай, Е.А. (2016). Современные технологии преподавания русского языка и литературы (294 с.). Ташкент: Fan va texnologiya.

Буйских, Т.М., & Задорожная, Н.П. (2003). Критическое мышление в преподавании общественных дисциплин: Методическое пособие для преподавателей вузов (190 с.). Бишкек: ОФЦИР.

Бутенко, А.В., & Ходос, Е.А. (2002). Критическое мышление: метод, теория, практика (176 с.). Москва: Мирос.

Валькова, И.П., Низовская, И.А., Задорожная, Н.П., & Буйских, Т.М. (2005). Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии). Методическое пособие (286 с.). Бишкек.

Прокина, Л.П. (2016). Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания. Молодой ученый, (15), 500–506. https://moluch.ru/archive/119/33065/

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Алевтина Шварц ,
Узбекский государственный университет мировых языков

Преподаватель

Как цитировать

Шварц , А. (2025). Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП): путь к формированию зрелой личности. Лингвоспектр, 4(1), 826–830. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/699

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.