Нейролингвистический подход в стратегии чтения на русском языке как иностранном

Авторы

  • Термезский государственный университет
Нейролингвистический подход в стратегии чтения на русском языке как иностранном

Аннотация

В настоящем тезисе рассматриваются современные исследования в области нейролингвистики, новые подходы к развитию стратегий чтения, которые помогают улучшить понимание текстов и повысить эффективность обучения. В исследовании представлена система работы по использованию нейросетей на занятиях русского языка в целях повышения познавательных способностей не только студенческой молодёжи, но всех желающих изучить русский язык.

Ключевые слова:

нейролингвистика стратегии чтения понимание текстов эффективность обучения нейросети платформы для обучения русский язык познавательные способности

Читательская компетенция играет ключевую роль в изучении русского языка как иностранного (РКИ). Современные исследования в области нейролингвистики предлагают новые подходы к развитию стратегий чтения, которые помогают улучшить понимание текстов и повысить эффективность обучения. В данной статье рассматривается нейролингвистический подход к чтению на русском языке для иностранцев, его основные принципы и практические методы.

Основные принципы нейролингвистического подхода

Приоритет контекста:

В нейролингвистической теории подчеркивается важность контекстуального анализа текста. Читатели используют свои знания о мире и культурный опыт для понимания смысла текста. Это помогает строить гипотезы и уточнять их по мере продвижения через текст.

Интерактивная модель обработки информации:

Мозг не просто пассивно воспринимает информацию, а активно взаимодействует с ней. При чтении происходит непрерывное взаимодействие между текстом и читателем, что позволяет корректировать и уточнять понимание.

Эвристическое чтение:

Чтение на русском языке требует использования эвристических методов. Эвристика предполагает использование различных стратегий для решения проблем и понимания текстов. Например, применение таких техник, как прогнозирование содержания, поиск ключевых слов и использование контекстных подсказок.

Развитие метакогнитивных навыков:

Метакогнитивные навыки включают самооценку, планирование и контроль процесса чтения. Они позволяют читателям осознавать свои сильные и слабые стороны, адаптировать стратегии и улучшать понимание текстов.

Активация фоновых знаний:

Для успешного чтения важно активизировать имеющиеся у читателя знания. Это может быть как лингвистическая информация (например, грамматические структуры), так и экстралингвистические знания (например, исторические факты или культурные аспекты).

Учет эмоциональной составляющей:

Эмоциональные реакции также играют важную роль в процессе чтения. Эмоции могут влиять на восприятие текста и способствовать лучшему запоминанию материала.

Применение индивидуальных стратегий:

Каждый человек имеет уникальные когнитивные стили и предпочитаемые способы обработки информации. Нейролингвистика признает необходимость разработки индивидуальных стратегий, соответствующих особенностям каждого студента.

Обратная связь и рефлексия:

Регулярная обратная связь и саморефлексия способствуют повышению эффективности чтения. Оценка собственных успехов и неудач помогает выявить пробелы и скорректировать стратегии.

Практические методы применения нейролингвистического подхода

Чтение с целями:

Определение конкретных целей перед началом чтения помогает сосредоточиться на нужной информации и использовать соответствующие стратегии.

Стратегии предвосхищения:

Прогнозирование следующего предложения или абзаца на основе предыдущего контекста способствует более глубокому пониманию текста.

Фоновые знания:

Активизация фоновых знаний перед чтением, например, знакомство с основными терминами или событиями, упомянутыми в тексте.

Контекстный анализ:

Использование контекста для уточнения значения незнакомых слов или выражений. Понимание общего смысла предложений помогает заполнить возможные пробелы.

Рефлексивное чтение:

Периодическая остановка для проверки понимания прочитанного и переосмысления информации.

Метакогнитивное планирование:

Планирование процесса чтения, включая выбор подходящих стратегий и оценку своих возможностей.

Эмоциональное включение:

Подключение эмоциональной компоненты путем выбора интересных и увлекательных текстов, что стимулирует интерес и внимание.

Диагностика и коррекция ошибок:

Анализ ошибок и недопониманий после прочтения текста для определения слабых мест и разработки новых стратегий.

Автоматизация базовых навыков:

Укрепление основных языковых навыков, таких как знание грамматических правил и лексики, что облегчает процесс чтения.

Библиографические ссылки

Нейронные сети. URL: https://sbercloud.ru/ru/services/neuralnetworks (дата обращения 16.09.2024)

Сколько скрытых слоев и скрытых узлов необходимо в нейронной сети? URL: https://radioprog.ru/post/794 (дата обращения 16.09.2024)

Нейронные сети, перцептрон – викиконспекты. URL:

https://neerc.ifmo.ru/wiki/index.php?title=Нейронные_сети,_перцептрон (дата обращения 16.09.2024)

Нейронные сети, перцептрон. URL:

https://neerc.ifmo.ru/wiki/index.php?title=Нейронные_сети,_перцептрон (дата обращения 16.09.2024)

Эндрю Тарсак, Грокаем глубокое обучение / Эндрю Тарсак. СПБ.: Питер, 2021 – 352 c. – ISBN 978-5-4461-1334-7

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Гульнур Давлятшина,
Термезский государственный университет

преподаватель

Как цитировать

Давлятшина, Г. (2024). Нейролингвистический подход в стратегии чтения на русском языке как иностранном. Лингвоспектр, 1(1), 249–251. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/75

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.