Значение художественных текстов в пробуждении интереса учащихся к русской литературе
Аннотация
На современном этапе развития филологического образования существенно возрастает роль и значение художественного текста как единицы обучения языку и речи. Художественный текст предоставляет возможности для усвоения всех функций и уровней языка. Изучая художественный текст, мы можем научить детей грамотно читать, слушать, понимать автора, а затем адекватно воспринимать чужую речь в практике общения, уместно использовать и организовывать языковые единицы для выражения мыслей и чувств в собственной речи. В данной статье мы рассмотрим методические подходы к обучению чтению художественных произведений с учетом их жанровых особенностей.
Ключевые слова:
Текст восприятие языковые навыки стимулировать мышление литературный образ жанры специфика методыЧтение художественных текстов — это не просто процесс восприятия слов на странице, а глубокое погружение в мир, созданный автором. Разные подходы к чтению позволяют учащимся не только лучше понять текст и способствует развитию языковых навыков, но и почувствовать его эмоциональную насыщенность, исследовать его темы и идеи.
Развитие критического мышления
Художественная Список литературы заставляет читателя задумываться над сложными вопросами, такими как мораль, этика и человеческие отношения. Анализ персонажей, событий и сюжетных линий развивает критическое мышление, позволяя ученикам формировать собственное мнение и оценивать различные точки зрения.
Эмоциональное развитие
Чтение художественных текстов помогает развивать эмоциональный интеллект. Учащиеся могут сопереживать героям, анализировать их чувства и поступки, что способствует лучшему пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируется личность
Расширение кругозора
Художественная Список литературы открывает двери в разные культуры, эпохи и миры. Чтение произведений различных авторов помогает ученикам расширять свои горизонты, узнавать о жизни людей в других странах и исторических условиях. Это способствует развитию толерантности и уважения к различиям.
Углубление языковых навыков
Чтение литературы способствует обогащению словарного запаса, улучшению грамматических навыков и стилистического восприятия языка. Учащиеся учатся выражать свои мысли более четко и красиво, что имеет большое значение как в учебе, так и в жизни.
Формирование личностных качеств
Художественная Список литературы часто поднимает важные вопросы о добре и зле, справедливости и несправедливости. Это позволяет учащимся задумываться о собственных ценностях и формировать их. Чтение классической и современной литературы помогает подросткам стать более зрелыми и ответственными людьми.
На начальном этапе обучения целесообразно познакомить учащихся с основными жанрами художественной литературы: эпосом, лирикой, драмой. Для каждого жанра следует выделить его ключевые особенности:
- «Эпос»: акцент на сюжете, характере персонажей, временных и пространственных характеристиках.
- «Лирика»: внимание к эмоциям, внутреннему миру героя, языковым средствам.
- «Драма»: анализ диалогов, конфликтов, сценического действия.
Важно развивать у учащихся навыки чтения с пониманием, что предполагает активное взаимодействие с текстом. Для этого можно использовать следующие приемы:
- «Вопросы к тексту»: задавать вопросы, которые способствуют глубже осмыслить прочитанное (например, «Каковы чувства героя в данной сцене?»).
- «Обсуждение особенностей жанра»: во время анализа произведения можно обсуждать, как жанр влияет на структуру и содержание текста.
- «Сравнение произведений разных жанров»: позволяет учащимся увидеть, как одни и те же темы могут быть раскрыты по-разному в зависимости от жанра.
Иллюстрации, видео, аудиозаписи могут помочь создать более полное представление о жанровых особенностях. Например, при изучении драматургии можно показать отрывок из театральной постановки, чтобы учащиеся увидели, как текст превращается в сценическое действие.
Включение творческих заданий в процесс обучения способствует лучшему усвоению жанровой специфики. В современном обучении важно использовать разнообразные мультимедийные ресурсы:
Учащиеся могут:
- Написать собственное произведение в стиле определенного жанра.
- Создать мультимедийный проект, иллюстрирующий прочитанное произведение; Создать видеофильмы и анимацию. Экранизации художественных произведений могут дополнить текст и углубить понимание.
- Подготовить презентацию о различных жанрах и их особенностях.
Использовать метод «Интерактивные задания»: Использование платформ для онлайн-обсуждений и тестов делает процесс обучения более увлекательным.
Обучение чтению художественных текстов на русском языке — это важный аспект формирования языковой и культурной грамотности учащихся.
Сравнительное изучение различных жанров и их культурного влияния способствует расширению кругозора и обогащает общий культурный контекст.
Художественная Список литературы не только развивает навыки чтения, но и помогает детям понять глубину человеческих эмоций, культуру и традиции. При изучении художественного текста в средней школе, в ВУЗе на занятиях по литературе считается целесообразным использовать тексты русской классической литературы. Зарубежные художественные тексты, изучаемые в переводах, не отражают в полной мере особенностей ни русской, ни иноязычной системы, ни стиля автора. Объектом изучения, по мнению В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Н.М.Шанского, должны стать высокохудожественные тексты русских авторов, обладающие оригинальным стилем, нравственными и эстетическими ценностями, пропитанные национальным духом и проверенные временем (тексты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.М.Горького, В.В]Маяковского, А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова и др.). Именно на примере таких текстов учащиеся должны формировать свою речь.
Таким образом, важно создать такой образовательный процесс, который будет стимулировать интерес к литературе и обеспечит глубокое понимание прочитанного.
Библиографические ссылки
Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие http://linguistics-online.narod.ru/index/0-212
Виноградов В. В. История слов – М.: Толк, 1994. – 1138 с. https://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=169
Кулибина Н.В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении. Диссертационная работа 2001, https://www.dissercat.com/content/
Мехралыева Н.П. Художественные тексты как средство обучения чтению на среднем этапе обучения иностранному языку. Институт психолого-педагогического образования Екатеринбург 2019
Пассов Е.П. Методика как наука будущего. Интернет-издание для учителя -http://iyazyki.prosv.ru/
Садченко, В. Т.Теория текста (Практические занятия) : учебное пособие. Изд-во Тихоокеан. гос, ун-та, 2018. - 104 с.
Семенова Н.А. Методика изучения художественного текста на занятиях по курсу "Русская словесность" в X-XI классах средней школы, 2003 https://www.dissercat.com/content
Солганик, Г .Я. Стилистика текста: учеб. Пособие, 3-изд.-М: Флинта: Наука, 2001.-256с.
Опубликован
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Зулфия Каримова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
