Значение художественных текстов в пробуждении интереса учащихся к русской литературе

Авторы

  • Джизакский государственный педагогический университет имени А.Кадыри
Значение художественных текстов в пробуждении интереса учащихся к русской литературе

Аннотация

На современном этапе развития филологического образования существенно возрастает роль и значение художественного текста как единицы обучения языку и речи. Художественный текст предоставляет возможности для усвоения всех функций и уровней языка. Изучая художественный текст, мы можем научить детей грамотно читать, слушать, понимать автора, а затем адекватно воспринимать чужую речь в практике общения, уместно использовать и организовывать языковые единицы для выражения мыслей и чувств в собственной речи.  В данной статье мы рассмотрим методические подходы к обучению чтению художественных произведений с учетом их жанровых особенностей.

Ключевые слова:

Текст восприятие языковые навыки стимулировать мышление литературный образ жанры специфика методы

Чтение художественных текстов — это не просто процесс восприятия слов на странице, а глубокое погружение в мир, созданный автором. Разные подходы к чтению позволяют учащимся не только лучше понять текст и  способствует  развитию языковых навыков, но и почувствовать его эмоциональную насыщенность, исследовать его темы и идеи.

Развитие критического мышления

Художественная Список литературы заставляет читателя задумываться над сложными вопросами, такими как мораль, этика и человеческие отношения. Анализ персонажей, событий и сюжетных линий развивает критическое мышление, позволяя ученикам формировать собственное мнение и оценивать различные точки зрения.

Эмоциональное развитие

Чтение художественных текстов помогает развивать эмоциональный интеллект. Учащиеся могут сопереживать героям, анализировать их чувства и поступки, что способствует лучшему пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируется личность

Расширение кругозора

Художественная Список литературы открывает двери в разные культуры, эпохи и миры. Чтение произведений различных авторов помогает ученикам расширять свои горизонты, узнавать о жизни людей в других странах и исторических условиях. Это способствует развитию толерантности и уважения к различиям.

Углубление языковых навыков

Чтение литературы способствует обогащению словарного запаса, улучшению грамматических навыков и стилистического восприятия языка. Учащиеся учатся выражать свои мысли более четко и красиво, что имеет большое значение как в учебе, так и в жизни.

Формирование личностных качеств

Художественная Список литературы часто поднимает важные вопросы о добре и зле, справедливости и несправедливости. Это позволяет учащимся задумываться о собственных ценностях и формировать их. Чтение классической и современной литературы помогает подросткам стать более зрелыми и ответственными людьми.

На начальном этапе обучения целесообразно познакомить учащихся с основными жанрами художественной литературы: эпосом, лирикой, драмой. Для каждого жанра следует выделить его ключевые особенности:

- «Эпос»: акцент на сюжете, характере персонажей, временных и пространственных характеристиках.

- «Лирика»: внимание к эмоциям, внутреннему миру героя, языковым средствам.

- «Драма»: анализ диалогов, конфликтов, сценического действия.

Важно развивать у учащихся навыки чтения с пониманием, что предполагает активное взаимодействие с текстом. Для этого можно использовать следующие приемы:

- «Вопросы к тексту»: задавать вопросы, которые способствуют глубже осмыслить прочитанное (например, «Каковы чувства героя в данной сцене?»).

- «Обсуждение особенностей жанра»: во время анализа произведения можно обсуждать, как жанр влияет на структуру и содержание текста.

- «Сравнение произведений разных жанров»: позволяет учащимся увидеть, как одни и те же темы могут быть раскрыты по-разному в зависимости от жанра.

Иллюстрации, видео, аудиозаписи могут помочь создать более полное представление о жанровых особенностях. Например, при изучении драматургии можно показать отрывок из театральной постановки, чтобы учащиеся увидели, как текст превращается в сценическое действие.

Включение творческих заданий в процесс обучения способствует лучшему усвоению жанровой специфики. В современном обучении важно использовать разнообразные мультимедийные ресурсы:

Учащиеся могут:

- Написать собственное произведение в стиле определенного жанра.

- Создать мультимедийный проект, иллюстрирующий прочитанное произведение; Создать  видеофильмы и анимацию. Экранизации художественных произведений могут дополнить текст и углубить понимание.

- Подготовить презентацию о различных жанрах и их особенностях.

Использовать метод «Интерактивные задания»: Использование платформ для онлайн-обсуждений и тестов делает процесс обучения более увлекательным.

     Обучение чтению художественных текстов на русском языке — это важный аспект формирования языковой и культурной грамотности учащихся.

Сравнительное изучение различных жанров и их культурного влияния способствует расширению кругозора и обогащает общий культурный контекст.

Художественная Список литературы не только развивает навыки чтения, но и помогает детям понять глубину человеческих эмоций, культуру и традиции. При изучении художественного текста в средней школе, в ВУЗе  на  занятиях по литературе   считается целесообразным использовать тексты русской классической литературы. Зарубежные художественные тексты, изучаемые в переводах, не отражают в полной мере особенностей ни русской, ни иноязычной системы, ни стиля автора. Объектом изучения, по мнению В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Н.М.Шанского, должны стать высокохудожественные тексты русских авторов, обладающие оригинальным стилем, нравственными и эстетическими ценностями, пропитанные национальным духом и проверенные временем (тексты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.М.Горького, В.В]Маяковского, А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова и др.). Именно на примере таких текстов учащиеся должны формировать свою речь.

Таким образом, важно создать такой образовательный процесс, который будет стимулировать интерес к литературе и обеспечит глубокое понимание прочитанного.

Библиографические ссылки

Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие http://linguistics-online.narod.ru/index/0-212

Виноградов В. В. История слов – М.: Толк, 1994. – 1138 с. https://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=169

Кулибина Н.В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении. Диссертационная работа 2001, https://www.dissercat.com/content/

Мехралыева Н.П. Художественные тексты как средство обучения чтению на среднем этапе обучения иностранному языку. Институт психолого-педагогического образования Екатеринбург 2019

Пассов Е.П. Методика как наука будущего. Интернет-издание для учителя -http://iyazyki.prosv.ru/

Садченко, В. Т.Теория текста (Практические занятия) : учебное пособие. Изд-во Тихоокеан. гос, ун-та, 2018. - 104 с.

Семенова Н.А. Методика изучения художественного текста на занятиях по курсу "Русская словесность" в X-XI классах средней школы, 2003 https://www.dissercat.com/content

Солганик, Г .Я. Стилистика текста: учеб. Пособие, 3-изд.-М: Флинта: Наука, 2001.-256с.

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Зулфия Каримова,
Джизакский государственный педагогический университет имени А.Кадыри

преподаватель

Как цитировать

Каримова, З. (2024). Значение художественных текстов в пробуждении интереса учащихся к русской литературе. Лингвоспектр, 1(1), 259–261. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/79

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.