Трансформация американского романа в xx веке и развитие реализма и постмодернизма

Аннотация
В работе проводится комплексный анализ основных этапов трансформации американского романа XX века, выделяются ключевые представители реализма (например, Теодор Драйзер, Уильям Фолкнер) и постмодернизма (например, Томас Пинчон, Дон Делилло), а также раскрываются особенности их творческих поисков. Особое внимание уделяется влиянию социальных и исторических факторов на развитие литературных стилей и изменение восприятия реальности в художественном тексте. Таким образом, исследование демонстрирует, как американский роман XX века отражает сложный диалог между традицией и инновацией, стремлением к объективности и признанием множественности смыслов.
Вторая половина XX века ознаменовалась развитием постмодернизма - литературного течения, которое отвергало однозначность и фиксированные нормы повествования. Постмодернистский роман отличается фрагментарностью сюжета, многозначностью интерпретаций, игрой со словами и жанрами, а также осознанием собственной условности и текстуальности. Трансформация американского романа отражает не только эволюцию литературных форм и жанров, но и глубокие изменения в культурном, социальном и политическом контексте США. Американские писатели постмодернизма исследовали вопросы идентичности, реальности и языка, размывая границы между «высокой» и «низкой» культурой.
Ключевые слова:
Американская литература роман XX века литературные направления модернизм постмодернизм реализм бит-поколение афроамериканская проза феминистская литература культурные трансформацииИстория США до Второй мировой войны определялась следующими событиями: победа в испано-американской войне (1899) и участие в Первой мировой войне, промышленный бунт: индустриализация (появление трамвая, заводов Форда, Панамского канала), окончательное заселение территорий (Аляски и Калифорнии), рост городов, “Великая депрессия” 1929 года (кризис перепроизводства), Новый экономический курс Рузвельта, в результате которого США к началу Второй мировой войны становятся ведущей мировой державой. На рубеже веков главным социальным ориентиром в Америке стал миф о равных возможностях. Нельзя сбрасывать со счетов традиционную пуританскую мораль поселенцев и влияние нетрадиционных наборов идей (марксизм, фрейдизм) и нового искусства (кубическая живопись, кинематографические технологии). Начало XX века в американской литературе связано с фактом зарождения социально-реалистической литературы, потому что это гораздо более молодая литература, которая развивалась ускоренными темпами на протяжении 2x столетий. То, что было в европейской литературе в середине XIX века, то есть социально-реалистический роман (Бальзак, Диккенс и его компания), в американской литературе не было ни в то время, ни позже.
После Гражданской войны в США литература претерпела значительные изменения, отражая социальные и экономические преобразования. Реализм стал доминирующим направлением, стремясь точно изображать повседневную жизнь и внутренний мир персонажей. Марка Твена, Генри Джеймса и Стивена Крейна можно считать основателями этого подхода.
Литература Америки XX века делится на следующие этапы:
- 1900-е годы - господство позитивизма (А. Конт), сильное влияние позднего романтизма (Уитмен).
- С конца 1910-х по 1930-е годы в американской литературе обращается к проблеме индивидуального мастерства, широко распространен романтический конфликт культуры и цивилизации. время становления американской национальной драмы (Юджин О’Нил)
- 1930-е годы - примиряются лирическое и эпическое (натуралистическая техника и романтическая идея нового типа индивидуализма). Происходит политизация литературы в связи с экономическим кризисом, гражданскими войнами и угрозой фашизма. 1930-е годы ознаменовались бурным рабочим движением. Под влиянием этих событий американские писатели усилили критику капиталистического строя. Среди них были Томас Вулф и Джон Стейнбек.
- Период Второй мировой войны (конец 1930-х - до 1945 года). Во время Второй мировой войны многие американские писатели включились в борьбу с гитлеризмом. С антифашистскими произведениями выступили Хемингуэй, Синклер и другие.
- Послевоенные годы (после 1945 года):
- Послевоенный период характеризуется Холодной войной. Сюда относятся произведения Александра Сэкстона, Ширли Грэм, Ллойда Брауна, Уильяма Сарояна, Уильяма Фолкнера.
- 1950-е годы. В 1950-е годы США пережили расцвет маккартизма (сенатор Маккарти).
В литературе, кино и ТВ усиливаются охранительные, конформистские тенденции (Микки Спиллейн, Герман Воук, Аллен Друри).
В послевоенной американской литературе появляются произведения так называемых “битников” - молодых американцев, представителей послевоенного сломленного поколения. Битники восстают против уродств буржуазной цивилизации, осуждают буржуазную мораль. Представители - Норман Мейлер, Сон Беллоу, Джеймс Болдуин.
- 60-е годы. В 60-е годы усиливаются антивоенные настроения, усиливается борьба с агрессией во Вьетнаме. Вторая половина 60-х годов отмечена усилением молодежного движения, появляется много новых ярких книг об американской действительности - Трумэн Капоте, Джон Апдайк, Харпер Ли.
- 70-90-е годы 20 века (Т. Уильямс, Т. Моррисон и др.)
Термин “реализм” в американской литературе относится к периоду времени от Гражданской войны до рубежа веков, в течение которого Уильям Дин Хауэллс, Ребекка Хардинг Дэвис, Генри Джеймс, Марк Твен и другие писали художественные произведения, посвященные точному отображению и исследованию жизни американцев в различных контекстах. Поскольку Соединенные Штаты получили быстрое развитие после Гражданской войны, растущие темпы демократии и грамотности, быстрый рост индустриализации и урбанизации, бум населения из-за иммиграции и относительный рост благосостояния среднего класса создали плодородную литературную среду для читателей, заинтересованных в понимании этих быстрых сдвигов в культуре. Будучи определен как “верное отображение реальности” или “правдоподобие”, реализм считается литературным приемом, практикуемым многими школами письма (Кэмпбелл, Донна, 2010). Но, если глубже взглянуть на реализм, можно охарактеризовать это литературное движение не только как прием, но и как определенный вид предмета, представление жизни среднего класса. Существует ряд факторов, предшествовавших возникновению реализма, таких как устаревшие идеи романтизма, интерес к науке и развитие логики и философии. Следовательно, все это повлияло на возникновение реализма. По словам Уильяма Хармона и Хью Холмана, “там, где романтики выходят за рамки непосредственного, чтобы найти идеал, а натуралисты проникают в действительное или поверхностное, чтобы найти научные законы, которые управляют его действиями, реалисты в значительной степени сосредотачивают свое внимание на непосредственном, здесь и сейчас, конкретном действии и проверяемом следствии” (Хармон, Холман, 1938). Если мы посмотрим на историю возникновения реализма в литературе США, как литературное движение реализм пришел в США из Франции. Во Франции писатели начали публиковать произведения, которые делали истории из повседневных событий в серийной форме через газеты. Оноре де Бальзак был одним из первых таких писателей. Он писал рассказы со сложными персонажами, которые содержали подробные наблюдения об окружающем мире. Гюстав Флобер следовал за ним следом. Он определил реалистическую форму повествования, которая все еще появляется в литературе сегодня. Вскоре стиль письма пересек океан и начал влиять на писателей в Америке. Реализм вскоре укоренился в американской литературной истории, создав некоторые из наиболее изученных американских произведений. Уильям Дин Хауэллс занял мантию реализма в Америке и стал первым американским автором-реалистом. Его романы исследовали жизнь среднего класса в конце 1800-х годов в Америке. На протяжении всей своей карьеры как писателя-фантаста Уильям Дин Хауэллс боролся с сентиментальностью и идеализацией, которые пронизывали популярную американскую литературу в девятнадцатом веке. Он призывал к тому, чтобы персонажи, ситуации, поведение, ценности, обстановка и даже речевые модели были правдивыми. В то время как читатели двадцатого века стали воспринимать такие элементы как должное, факт остается фактом: во времена Хауэллса его считали чем-то вроде литературного радикала. Одним из признаков его радикализма было предпочтение, отдаваемое им персонажу, а не сюжету в его художественной литературе: он был гораздо меньше заинтересован в том, чтобы рассказать хорошую историю (хотя его истории хороши), чем в представлении персонажей из плоти и крови, которые думают, чувствуют, совершают ошибки и являются продуктами генетических, социальных и экономических условий - другими словами, которые столь же несовершенны (и столь же интересны), как и реальные люди. Хауэллс не предавался дотошному психологическому анализу своих персонажей, как это делал его друг Генри Джеймс, и его сюжеты, как правило, гораздо более линейны и прямолинейны, чем запутанные и тщательно выстроенные сюжеты Джеймса. Тем не менее, он был новаторским и влиятельным писателем, изменившим качество американской художественной литературы. (Mэмброл, 2018) Сэмюэл Клеменс, более известный как Марк Твен, последовал вскоре после этого. Работа Марка Твена под названием “Приключение Гекльберри Финна” является одним из примеров работы, которая показывает как реалистические, так и натуралистические элементы в одном литературном произведении. Впервые опубликованный в 1884 году как продолжение предыдущей книги под названием “Приключения Тома Сойера”, “Приключение Гекльберри Финна” рассказывает историю о путешествии, в котором рассказчик, Гек, сталкивается со множеством расовых предрассудков от рабовладельцев к их рабам. В путешествии Гек встречает Джима, американского африканского раба, который искал свободу, который позже становится настоящей фигурой отца Гека во время его путешествия. Действие романа происходит в 1800-х годах в Сент-Питерсберге, штат Миссури, и он фокусируется на нескольких темах: дружбе, свободе, расизме и рабстве. Реалистичные аспекты, показанные в произведении, являются упомянутыми в нем социальными проблемами. Там, где обычным поведением общества среднего класса в то время было то, что многие люди все еще владели рабами.
Натурализм, развившийся в конце XIX века, акцентировал внимание на детерминизме и влиянии среды на личность. Произведения Франка Норриса, такие как “McTeague”, демонстрируют, как социальные и биологические факторы формируют судьбы героев.
По мнению Гладких Е. А. одна из ключевых фигур американской литературы конца XIX – начала XX века это Френк Норрис. Хотя его жизнь была недолгой (1870–1902), он успел внести значительный вклад в мировое литературное наследие. В своём творческом развитии Норрис прошёл через несколько этапов - от романтизма к натурализму и далее к реализму. Тем не менее, сквозной темой его произведений, почти без исключений, оставалась Калифорния. Но это уже не привычная, мифологизированная Калифорния времён золотой лихорадки, населённая индейцами, разбойниками и просящими милостыню авантюристами в бахромчатых гамашах. У Норриса Калифорния предстаёт как пространство, насыщенное духом городской жизни.
Е. А. Гладких подчеркивает тот факт, что в своих произведениях Писатель выделял три города США, которые, по его мнению, особенно подходят для литературного действия – это Нью-Йорк, Новый Орлеан и, разумеется, Сан-Франциско. Именно о нём он писал, как о месте, где “может случиться что угодно”. Сан-Франциско в глазах Норриса – это удивительное сочетание звуков, запахов, событий, природных и урбанистических ландшафтов: величественный залив, особняки Ноб-Хилла, экзотический Чайнатаун, трагическая окраина Барбери-Коуст, рыбный причал, утончённые французские рестораны, скромные мексиканские таверны и сомнительные бары с потайными комнатами для закрытых встреч.
По словам Норриса, все эти места окутаны особой атмосферой неопределённости, пробуждающей воображение. Кажется, что сами их названия уже готовы стать частью книги, а их обитатели - идеально подходят на роли героев рассказа или романа. (Гладких , 2010)
Пирожкова и Цепенко в своей статье “Художественная литратура XX века” указывают что литература США XX века столь же многогранна и противоречива, как и сама эпоха, в которой она формировалась. Её развитие отличает национальная специфика (Пирожкова, Цепенко, 2019), а культурный ландшафт обогатился сотнями ярких имён и тысячами тщательно выстроенных художественных произведений. Такие писатели, как Уильям Фолкнер, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй, Джон Апдайк, Курт Воннегут стали не просто знаменитыми авторами, но и своеобразными символами определённых литературных направлений и тем. Темы, которые поднимались в их романах, имели общенациональное и даже универсальное значение. Погружаясь в американскую литературу XX столетия, читатель то оказывается в южных штатах времён Гражданской войны, то на светской вечеринке эпохи джаза в Нью-Йорке, то среди калифорнийских хиппи шестидесятых годов.
Тем не менее, даже эти культовые имена - лишь малая часть литературного мира США. Количество американских писателей столь велико, что исследовать творчество каждого в отдельности практически невозможно. Однако возможно выявить общие закономерности и культурные тенденции, определяющие развитие литературы этой страны (Пирожкова, Цепенко, 2019).
В начале XX века американская литература пережила модернистскую революцию. Писатели, такие как Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй и Гертруда Стайн, отвергли традиционные формы и экспериментировали с языком и структурой. Роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» стал символом «потерянного поколения», исследуя темы богатства, любви и американской мечты.
Эрнест Хемингуэй и Фрэнсис Скотт Фицджеральд - два выдающихся американских писателя XX века, чьи работы оказали огромное влияние на мировую литературу. Оба они принадлежат к так называемому «Потерянному поколению» - группе молодых американских авторов, которые пережили ужасы Первой мировой войны и искали новый смысл жизни в эпоху перемен. Хемингуэй и Фицджеральд были современниками и друзьями, несмотря на различия в характерах и творческом стиле. Фицджеральд родился в 1896 году, а Хемингуэй - в 1899-м. Оба участвовали в жизни Парижа 1920-х годов, который стал центром художественного авангарда и литературных экспериментов.
Фицджеральд прославился романом “Великий Гэтсби”, в котором показал трагедию американской мечты и моральный упадок общества. Хемингуэй, напротив, был известен лаконичным, сдержанным стилем и тематикой мужской стойкости и борьбы, которую отражают такие произведения, как “Прощай, оружие!” и “Старик и море”.
Хотя Хемингуэй и Фицджеральд отличались по стилю - Хемингуэй был приверженцем минимализма, а Фицджеральд - изысканной лирики, их объединяла глубокая любовь к литературе и стремление передать сложные человеческие переживания.Оба писателя исследовали темы утраты, разочарования и поиска смысла жизни в мире, который казался им разрушенным войной и социальными переменами. При этом Фицджеральд склонялся к изображению гламура и иллюзий, тогда как Хемингуэй фокусировался на внутренней борьбе человека с обстоятельствами.
По мнению Г.Б.Слижиковой романы писателей “потерянного поколения” позволяют проследить этапы становления их героев: от осознания бессмысленности жестокой войны до отчуждения от общества после возвращения с фронта. Герой, прошедший сквозь ад войны, больше не может найти общий язык с теми, кто остался в стороне: “Раньше он был таким же, как все, но теперь он будто вырос, а они остались детьми. Их игрушки ему уже не интересны”.
Главная тема этих произведений - судьба молодежи, искалеченной войной. Через нее авторы затрагивают не только антивоенные мотивы, но и важнейшие нравственные и эстетические вопросы: одиночество человека в послевоенном буржуазном обществе, отчужденность, проблемы любви. Любовь становится для героя попыткой спастись, найти утешение, но и она оказывается ненадежной опорой: “Чужой, враждебный мир способен сломать даже двоих, если они остаются одни против него”.
Романы объединяет не только общая тематика, но и характер повествования -исповедальный, лиричный тон, передающий утрату прежних ценностей и болезненное осмысление жизни. Герой часто уходит в себя, замыкается в личных переживаниях, а нередко – “выходит из игры”, погибая.
Похожую линию продолжает роман Бобби Энн Мейсон “Там и здесь”, где речь идет о вьетнамской войне. Хотя время другое, судьбы героев схожи: война остается за кадром, но продолжает жить внутри, как заноза. Герои ищут забвение - в наркотиках, в бегстве, в любви - но не находят выхода. Эта тема, уже знакомая нам по Хемингуэю и Фолкнеру, звучит с новой силой: романтический ореол войны рассыпается, остается только горькое осознание всеобщего морального крушения (Слижикова, 2005).
Американская почва оказалась наиболее благоприятной для восприятия новых веяний по ряду причин. Здесь возникла необходимость осмысления тех тенденций в развитии искусства и литературы, которые заявили о себе с середины 1950-х годов (появление поп-арта, сделавшего цитирование ведущим художественным принципом) и все больше набирали силу, что привело к смене культурной парадигмы в середине 1970-х годов: модернизм уступил место постмодернизму. Время не вселяло надежд, оно не оставляло выхода. Выходом стал захватывающий путь литературной игры, смелого эксперимента, пародии. Эти два момента: во-первых, ощущение абсурдности общественной жизни и истории, во-вторых, вкус к литературной игре, в различных сочетаниях определили суть американского постмодернизма, который был основным течением литературы США 60-70-х годов, оставался важным фактором ее развития вплоть до середины 80-х годов и во многом повлиял на ее дальнейшую судьбу. Как известно, литературный постмодернизм свойствен не только американской литературе. И потому парадоксально звучат слова некоторых критиков, утверждающих: “В отличие от модернизма, появившегося в Европе, постмодернизм - явление чисто американское”. Между тем, в этом парадоксе есть большая доля истины. Действительно, в отличие от европейского постмодернизма, постмодернизм в США генетически не связан с «высоким» модернизмом начала века. Фактически лишенный литературной основы, постмодернизм в США возник исключительно на социокультурной основе. Современная Америка с ее чисто технологическим превосходством, культурной неоднородностью и быстрым вымыванием морально-политических убеждений из современной американской жизни была страной отчетливо постмодернистской культуры. Эта тенденция характеризует произведения формирующейся постмодернистской литературы, в которой преодолевается разрыв между “искусством для образованных” и его упрощенной версией “для необразованных”, намечается выход за устоявшиеся границы литературных направлений, жанров, читательских ожиданий и т.д. Акт попрания границ Фидлер рассматривает как акт обретения свободы. Предвестниками последнего являются Джон Барт и Норман Мейлер, которые первыми объединили в своих работах массовость и элиту. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко использует понятие “постмодернистская теология”. Однако популярность термин “постмодернизм” приобрел благодаря архитектору и теоретику Чарльзу Дженксу. В своей книге “Язык постмодернистской архитектуры” он отметил, что хотя само слово использовалось в американском литературоведении в 1960–1970-х годах для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иное значение. В своей статье “Взлет постмодернистской архитектуры” Дженкинс предлагает идеи о плюрализме искусства и отказе от шаблонов: чем больше вариантов прочтения смысла (образа здания), тем значимее сам смысл. (Дженкинс, 2004) Перекочевавшие в США идеи французских постструктуралистов, и в особенности Жака Деррида (некоторое время работавшего в Йельском университете), помогли лучше понять процессы, происходящие в американском искусстве, и дали новый импульс дискуссиям о постмодернизме. В 1975 году начал выходить журнал “Октябрь” под редакцией Розалинд Краусс, сыгравший большую роль в пропаганде открытий представителей новой французской философии, культурологии, психоанализа, литературной критики и в объединении усилий американских интеллектуалов для осмысления феномена постмодернизма. Теория постмодернизма получила системное оформление в трудах американского ученого И. Хасана. Со временем концептуальная парадигма постмодернизма в США оказала влияние не только на литературу и искусство, но и на весь комплекс гуманитарных наук, включая психоанализ, криминологию, психологию, право, социологию, бизнес и менеджмент. Вот некоторые из самых известных авторов-постмодернистов: Томас Пинчон: Известный своими сложными, параноидальными повествованиями, Пинчон является ключевой фигурой в постмодернистской литературе. Его романы, такие как «Радуга тяготения», характеризуются сложностью, игривостью и экспериментированием с формой и стилем. Дон Делилло: Делилло — выдающийся автор-постмодернист, известный своим исследованием пересечения политики, СМИ и культуры. Его романы, такие как «Белый шум», характеризуются игривостью с языком и повествовательной структурой, а также размыванием границ между высокой и низкой культурой. Тони Моррисон: Моррисон - лауреат Нобелевской премии, известная тем, что использует магический реализм для исследования опыта афроамериканцев.
В XX веке американский роман претерпел значительные изменения, отражающие сложные социальные, культурные и исторические процессы, происходившие в стране. Традиционные формы повествования уступили место экспериментальным приемам и новым литературным течениям, которые помогли авторам глубже исследовать проблемы идентичности, массовой культуры, расовых и гендерных конфликтов. Появление модернизма, постмодернизма, а также других направлений сделало американскую литературу более разнообразной и многогранной. Таким образом, трансформация американского романа в этот период стала не просто сменой художественных стилей, но и отражением эволюции общества, его ценностей и взглядов, что в конечном итоге обогатило мировой литературный процесс и укрепило роль США как одного из центров мировой культуры.
От реализма XIX века до постмодернизма и современного многообразия голосов, американская проза последовательно переосмысливает ключевые понятия идентичности, свободы, справедливости и принадлежности. Современный американский роман становится всё более гибким и открытым к новым формам повествования - межжанровым экспериментам, мультикультурной перспективе, фрагментарной структуре и голосам, ранее исключённым из литературного канона. Эта трансформация свидетельствует о стремлении литературы идти в ногу со временем, сохраняя при этом свою главную миссию: быть зеркалом общества и средством его критического осмысления.
Таким образом, американский роман продолжает развиваться, демонстрируя свою способность адаптироваться, провоцировать дискуссии и оставаться важным культурным инструментом в меняющемся мире.
Библиографические ссылки
Гладких, Е. А. (2010). Образ Сан-Франциско в ранних произведениях Фрэнка Норриса. Известия Волгоградского государственного педагогического университета.
Пирожкова, А. О., & Цепенко, А. Р. (2019, Декабрь). Художественный мир американской литературы ХХ века: филологический аспект. Методика преподавания языка и литературы, (4)(4).
Слижикова, Г. Б. (2005). Американский роман о второй мировой войне в контексте литературы потерянного поколения. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки.
Курцвейл, Э. (1980). Эпоха структурализма: от Леви-Стросса до Фуко. Нью-Йорк: Columbia University Press.
Campbell, D. (2010). Realism in American literature, 1860–1890. Literary Movements. Department of English, Washington State University.
Rollison, C. (Ed.). (2008). Critical survey of long fiction: Known American novelists (Rev. ed., Vol. 1: James Agee – Ernest J. Gaines). Salem Press.
https://en.wikipedia.org/wiki/Postmodernism
https://www.newyorker.com/magazine/2013/02/04/gravitys-rainbow-2
https://www.theguardian.com/books/2010/nov/20/don-delillo-white-noise-review
research-journal.org
studizba.com
studbooks.net
Опубликован
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Виктория Рахманова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.