Формирование коммуникативной компетентности у студентов в процессе изучения русского языка в педагогических вузах Узбекистана

Авторы

  • Термезский государственный педагогический институт
  • Шадринский государственный педагогический университет
Формирование коммуникативной компетентности у студентов в процессе изучения русского языка в педагогических вузах Узбекистана

Аннотация

Рассмотренная в статье необходимость внедрения в педагогический процесс вузов Республики Узбекистан инновационных коммуникационных технологий, с одной стороны, актуализирует проблематику через нормативно-правовые документы, с другой, демонстрирует важность развития коммуникативной компетентности у студентов для решения будущей профессиональной задачи – преподавания русского языка в школах Узбекистана. Авторами отмечается, что происходящие в современном обществе социально-экономические изменения возлагают на профессиональное образование решение задач, связанных с формированием у выпускников вуза профессиональных компетенций, основной из которых в личностной структуре будущих учителей является коммуникативная компетентность, обеспечивающая успешное осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Применение нестандартных форм занятий, среди которых преобладает интеграция учебных дисциплин с целью усовершенствования коммуникативной компетентности студентов на самостоятельной и творческой основах, строится на взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова:

Коммуникативная компетентность компетентностный подход коммуникационные технологии студенты педагогического вуза интегрированные занятия русский язык

Введение

Необходимость развития разносторонних контактов между Узбекистаном и Россией характеризуется возрастающим взаимным интересом социально-политических сфер, напрямую влияющих на систему образования. Обеспечения таких контактов требует снятия языкового барьера, принятия национальной культуры и традиций дружественных народов. Важной проблемой современного высшего образования Узбекистана является подготовка будущих педагогов, именно, к преподаванию русского языка в общеобразовательной школе. Эту проблему актуализируют слова Т.К. Нарбаевой: «Узбекистан готов принимать активное участие в реализации совместных программ и мероприятий в бережном сохранении духовных ценностей русского языка». По данным спикера Сената, сейчас в Узбекистане функционирует более 10 тыс. общеобразовательных учебных заведений, в которых русский язык включен в обязательную программу, а в 10% этих школ обучение осуществляется на русском языке. Т.К. Нарбаева сослалась на слова Президента страны Ш.М. Мирзиёева, который отметил, что «великая русская культура всегда была и будет неотъемлемой частью духовной жизни узбекского общества, а язык, как известно, является неотъемлемой частью любой культуры» (Усаров и др., 2024).

В связи с вышесказанным, в Республике Узбекистан возрастает необходимость изучения русского языка студентами, которые в будущем будут преподавать его подрастающему поколению, которому и предстоит обеспечивать международное сотрудничество.

Изложение основного материала

В последнее время, что убедительно доказывается анализом научной литературы, возрастает количество исследований, касающихся проблем теоретических и методологических основ применения педагогических и информационно-коммуникационных технологий, направленных на формирование коммуникативной компетентности у студентов в условиях интегрированного обучения (Усаров, 2022).

Анализ современного состояния процесса изучения русского языка (как неродного) в ходе профессионально-педагогической подготовки студентов на языковых факультетах педагогических вузов, как отмечает С.Б. Боронова, обнаруживает в себе ряд противоречий. Одно из них заключается в готовности преподавателей национальных вузов к реализации инноваций и отсутствии теоретических основ и технологий, например, в области самостоятельно-творческой деятельности в процессе изучения русского языка. Исследователь видит выход в применении продуктивного метода как инновационной практической технологии обучения студентов (Боронова, 2017; 112). Являясь сторонником компетентностного подхода в подготовке студентов, автор отмечает, что «важным элементом инновационного образования является педагогическая подготовка студентов, позволяющая эффективно применять знания на практике, осваивать все то новое и прогрессивное, что появляется в науке и технике, теории и практике в пределах избранной профессии. На основе увеличения роли методической подготовки можно несколько сократить объем учебных программ» (Боронова, 2017; 187).

Многие исследователи сходятся во мнении о необходимости использования компетентностного и личностно-ориентированного подходов в выборе инновационных методико-дидактических технологий при формировании коммуникативной компетентности у будущих учителей на интегрированных занятиях (Choriev и др., 2021). Ученые также признают наличие проблем в высшем профессиональном образовании в направлении самостоятельно-творческой деятельности обучаемых лиц, заключающуюся в формировании коммуникативной компетентности студентов при изучении русского языка, а также недостаточности разработок и апробации инновационных технологий, мотивирующих студентов к освоению коммуникативной компетентности в процессе изучения русского языка.

Содержательно рассмотрим понятие коммуникативной компетентности. Для нашего понимания близка трактовка Е.О. Ивановой, которая считает: «…Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями человка, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. Компетентность – как владение соответствующей компетенцией, то есть совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним» (Мещрякова и др., 2013). Соответственно под коммуникативной компетентностью, формируемой на занятиях по русскому языку, мы будем понимать доведенные до автоматизма речемыслительные речевые действия (языковая компетенция) и личностные качества личности, ориентированные на установление контакта с собеседником (собственно коммуникативные компетенции: акционально-регулирующая, эмоционально-оценочная, информационно-дескриптивная).

Современные психолого-педагогические исследования констатируют необходимость внедрения в образовательную среду Узбекистана современных коммуникационных технологий (Усаров, 2022). Только при наличии у выпускника вуза достаточно сформированных социальных и профессиональных коммуникативных навыков возможно решение задачи – развития самостоятельно-творческой деятельности, необходимой для осуществления будущей профессии учителя русского языка. В связи с необходимостью формирования коммуникативной компетенции у студентов на занятиях по русскому языку, мы считаем, что наиболее эффективными являются следующие методы: проектов, проведение дискуссий, конференций, ролевых игр, решение педагогических ситуаций и т.д., при которых происходит активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.

Все чаще отмечается, что все высшие профессиональные учебные заведения Республики Узбекистан активно внедряются инновационные технологии обучения. В том числе применяются нестандартные формы занятий, среди которых преобладают такие методики, включающие элементы интеграции учебных дисциплин с целью усовершенствования коммуникативных и профессиональных компетенций студентов на самостоятельной и творческой основах.

С другой стороны, применение инновационных технологий на уроках русского языка при формировании у студентов коммуникативной компетентности осложняется недостаточностью количества часов, выделяемых учебным планом на изучение русского языка.

С целью проверки эффективности коммуникационных технологий при изучении русского языка нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты Термезского, Гулистанского, Кокандского, Шахрисабзского государственных педагогических институтов в количестве 320 человек. На рисунке 1 представлено процентное соотношение по показателям сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов по личностным и профессиональным качествам.

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Компонентный состав сформированной коммуникативной компетентности в процессе изучения русского языка у студентов педагогических вузов (в %)

 

 

  1. Продуктивное общение в нерегламентированной (свободной деятельности).
  2. Сравнение разных средств репрезентации концептов.
  3. Активное участие в общении при решении образовательных задач.
  4. Умение работать в команде, принимая различные социальные роли.
  5. Референциальное установление тождества / трансформация языковых средств.
  6. Преобразование текста в зависимости от изменения коммуникативной задачи.
  7. Рефлексия (адекватная самооценка).

Как видно на рисунке и личностные и профессиональные качества, которые можно объединить в общее понимание сформированности коммуникативной компетенции студентов при изучении русского языка, в основном, находятся на низком уровне. Самый высокий компонент коммуникативной компетенции, который демонстрируют студенты – 35% (от общего количества участников) – «активное участие в общении при решении образовательных задач». Думаем, что этот результат закономерный, т.к. на занятии, при четком руководстве преподавателя, студенты выражаются на русском языке, предлагая свои способы решения проблемных ситуаций или объяснения своей точки зрения. В свободной же деятельности (вне занятий), студенты чаще всего общаются на родном (узбекском) языке.

Для наиболее эффективного проведения занятий по изучению русского языка в указанных педагогических институтах нами были использованы следующие коммуникационные технологии:

  • «Языковой портфель достижений» студента (портфолио);
  • проектная деятельность;
  • модульное обучение.

Технология «Портфолио» подразумевает формирование рабочей папки с файлами, предназначенной для отслеживания динамики речевых и коммуникативных навыков студентов, а также определения уровня самооценки на протяжении всего периода обучения русскому языку. В результате происходит личное самоопределение студента по отношению к изучаемому языку на определенном этапе обучения и развитие собственных компетенций.

Модульное обучение характеризуется заранее запланированной деятельностью студентов, иногда используются элементы дистанционных технологий (выполнение самостоятельно заданий вне аудиторной нагрузки, чаще в виде текущего и промежуточного контроля), обучающие активизируются на определенных темах, при этом, происходит дифференцированный подход в обучении.

Проектная технология предполагает углубленное изучение определенной темы. Погружение в тему актуализируется не только самостоятельным выбором темы для проекта, но и поиском информации для содержательного наполнения и последующей защиты своего проекта.

Технология блочного обучения основана на представлении большого объема образовательной информации в образно-наглядной форме (матрице), задания постепенно усложняются в процессе изучения аналогичных понятий. Особо эффективно данная технология влияет на самостоятельно-творческую деятельность студентов. Технология дает возможность совершенствовать развитие устной и письменной речи студентов, создаёт благоприятные условия для совершенствования профессионально-коммуникативных компетенций в реализации системного подхода на занятиях по русскому языку.

Следующей, наиболее важной группой инновационных технологий для формирования самостоятельно-творческой деятельности у студентов на занятиях по русскому языку считаются информационно-коммуникационные и компьютерные технологии. Дидактическое обоснование использования подобных инновационных технологий в обучении и формировании самостоятельной творческой деятельности рассматривается исследователями как тот факт, что ИКТ обладают уникальными свойствами, которые вместе с развитием речевых умений и формированием языковых навыков, в значительной мере насыщают инновационностью весь образовательный процесс (Мещрякова и др., 2013). Использование информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в языковом обучении создавало условия для развития у студентов профессиональных навыков, умений и стратегий, которые с трудом развиваются при традиционных методах и формах обучения.

Сегодня компьютер и сопутствующие ему цифровые и коммуникационные технологии стали повседневностью в нашей социальной и профессиональной жизни. На основе различных компьютерных и программных разработок появились новые образовательные технологии, в основе которых лежит использование информационных и коммуникационных устройств. Коммуникационная часть технологий тесно связана с получением информации из глобальной сети Интернет. Тут можно получить доступ к виртуальным библиотекам, электронным журналам, базам данных, справочным изданиям, сетевым образовательным ресурсам, поучаствовать или организовать онлайн форум и т.д. Но ИКТ не только создают новые образовательные технологии, но и на их базе улучшаются традиционные методики обучения, что с успехом использовалось нами на занятиях в процессе преподавания русского языка.

Наибольшее предпочтение, с точки зрения эффективности средств обучения на основе ИКТ русскому языку, мы предавали электронному контенту. Основной его отличительной чертой является способность систематизировать и синтезировать в себе все необходимые инструменты и методики для формирования самостоятельно-творческих навыков и умений на занятиях по русскому языку. Речь идет о таких формах и инструментах обучения, как: наглядный графический материал, мультимедиа (звуковые и видеозаписи), текстовая информация, учебники, рабочие тетради, дополнительная литература для чтения и т.д. С другой стороны, электронный образовательный контент не ограничивается только совокупностью учебных материалов. Он являет собой многомерный программный комплекс, в котором объединены средства разработки, внедрения, контроля, управления образовательным процессом и непосредственно самого обучения.

В национальных вузах Республики Узбекистан в полном объеме осуществляется внедрение инновационных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, в том числе и касающегося формирования самостоятельности и творчества студентов на интегрированных занятиях по русскому языку. Сегодня в распоряжении вузов страны имеется весь инструментарий для внедрения и использования подобных средств:

  • электронные учебники;
  • использование подключения к сети интернет;
  • компьютерные и мобильные образовательные приложения;
  • открытые образовательные ресурсы;
  • техническое оснащение вузов и т.д.

После реализации коммуникационных технологий в образовательном процессе педагогических вузов на занятиях по изучению русского языка нами была проведена повторная диагностика, результаты которой наглядно представлены в таблице 1.

 

 

№ п/п

Личностные и языковые компоненты оценки компетентности

Констатиру-ющий этап

Контроль-ный этап

1

 

Продуктивное общение в нерегламентированной (свободной деятельности)

8

32

2

Сравнение разных средств репрезентации концептов

22

46

3

 

Активное участие в общении при решении образовательных задач

34

68

4

 

Умение работать в команде, принимая различные социальные роли

16

42

5

 

Референциальное установление тождества / трансформация языковых средств

12

40

6

 

Преобразование текста в зависимости от изменения коммуникативной задачи

6

28

7

Рефлексия (адекватная самооценка)

5

58

Таблица 1. Сравнительные результаты сформированности коммуникативной компетентности у студентов в процессе изучения русского языка (в %)

 

 

Полученные результаты убедительно доказывают, что выбранные инновационные коммуникационные технологии при изучении русского языка в педагогических вузах Узбекистана являются необходимыми и достаточными.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что важным фактором эффективного формирования коммуникативной компетенции у студентов на занятиях по русскому языку, является применение инновационных коммуникационных технологий. При этом, использование новых технологий не должно противоречить традиционным формам и методам обучения. Умелое сочетание инноваций и накопленного годами ценного педагогического опыта с включением творческого похода наиболее эффективно влияет на учебный процесс.

Библиографические ссылки

Боронова, С. Б. (2017). Формирование орфографической компетенции студентов-филологов в процессе профессиональной подготовки (Кандидатская диссертация). Душанбе.

Мещрякова, Е. А., & Струнина, Н. В. (2013). Использование современных ИКТ для развития умений самостоятельной учебной деятельности. В Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (6-9 декабря 2013 года) (сс. 49–54). Саратов: Новый Проект.

Усаров, Р. Х. (2022). Методика развития русской речи в национальных узбекских школах. Евразийский журнал академических исследований, 2(6), 923–927. https://in-academy.uz/index.php/ejar/article/view/2409

Усаров, Р. Х. (2022). Актуальные проблемы преподавания русского языка и пути их решения. Евразийский журнал социальных наук, философии и культуры, 2(6), 167-169. https://www.in-academy.uz/index.php/ejsspc/article/view/2712

Choriev, R. K., Usarov, R. K., Sattorova, M. A., Abdiev, N. E., & Pulatova, N. R. (2021). Content characteristics of independent work of students (IWS): Modern conditions and problems. Psychology and Education, 58(2), 1289-1294. https://doi.org/10.17762/pae.v58i2.2272

Усаров, Р. Х., & Пономаревa, Л. И. (2024). Формирование коммуникативной компетентности у студентов в процессе изучения русского языка в педагогических вузах Узбекистана. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, 84(1), 323–327.

Опубликован

Загрузки

Биографии авторов

Равшан Усаров,
Термезский государственный педагогический институт

Преподаватель

Людмила Пономарева,
Шадринский государственный педагогический университет

 Доктор педагогических наук, профессор

Как цитировать

Усаров, Р., & Пономарева, Л. (2025). Формирование коммуникативной компетентности у студентов в процессе изучения русского языка в педагогических вузах Узбекистана. Лингвоспектр, 11(1), 394–401. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/1192

Похожие статьи

<< < 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.