Современные технологии преподавания лексики при обучении английскому языку студентам технических направлений

Авторы

  • Университет Геологических Наук
Современные технологии преподавания лексики при обучении английскому языку студентам технических направлений

Аннотация

В современной практике технологии преподавания английской лексики студентам технических вузов направлены на улучшение и оптимизацию усвоения технической и специализированной лексики. В условиях глобализации и стремительного развития науки и техники, студенты, обучающиеся в технических вузах, должны иметь навыки использования профессиональной лексики на разных языках, особенно на английском. Современные технологии помогают решить эту задачу более эффективно. Основные преимущества таких технологий включают: использование цифровых образовательных платформ, мультимедийные ресурсы, игра в обучении, корпусные технологии и анализ текстов, интерактивные вебинары и онлайн-курсы, технологии искусственного интеллекта. Введение таких технологий в учебный процесс позволяет повысить мотивацию студентов, адаптировать обучение под их индивидуальные потребности и значительно ускорить процесс усвоения технической лексики. В связи с этим актуальной задачей является использование современных технологий для преподавания лексики студентам технических направлений. Эти технологии должны быть направлены на развитие навыков владения профессиональной лексикой, улучшение понимания и активного использования технических терминов, а также на повышение способности студентов эффективно коммуницировать на иностранном языке в профессиональной сфере.

Ключевые слова:

современные технологии лексическая компетенция лексика технические вузы формирование.

В Узбекистане условиях глобализации и интеграции научных и технологических процессов, знания иностранных языков становятся важным конкурентным преимуществом, особенно для студентов технических направлений. Важной частью подготовки таких специалистов является формирование лексической компетенции, которая включает способность правильно и точно использовать техническую терминологию на иностранном языке. Эта компетенция становится необходимой не только для эффективного общения в международных рабочих коллективах, но и для понимания и создания технической документации, работы с научными статьями и участия в международных проектах.

Успешное формирование лексических навыков разных видов обеспечивается прочной связью между практическими и умственными действиями со словом. Существование такой связи диктуется следующими причинами: 1. Лексические навыки требуют достаточно высокого уровня осознанности; 2. Лексические правила распространяются, к сожалению, лишь на небольшую группу слов; 3. Рациональное запоминание большого количества слов, часто не подлежащих группировке, требует от учащегося обращения к большому числу интеллектуальных, волевых и эмоциональных усилий (Шамов, 2011). Современные технологии, такие как информационно-коммуникационные средства, онлайн-платформы, электронные ресурсы и приложения для обучения, позволяют значительно повысить эффективность преподавания лексики. Внедрение этих технологий в учебный процесс открывает новые возможности для повышения качества обучения, делает его более гибким и доступным. В частности, цифровые технологии позволяют создавать персонализированные образовательные траектории, обеспечивая студентам удобный доступ к материалам, интерактивные упражнения и мгновенную обратную связь.

В связи с этим актуальной задачей является использование современных технологий для преподавания лексики студентам технических направлений. Эти технологии должны быть направлены на развитие навыков владения профессиональной лексикой, улучшение понимания и активного использования технических терминов, а также на повышение способности студентов эффективно коммуницировать на иностранном языке в профессиональной сфере.

Формирование лексической компетенции у студентов технических направлений является важным аспектом образовательного процесса в вузах, поскольку владение специализированной лексикой необходимо для успешного освоения профессии и участия в международных научно-технических проектах. Лексическая компетенция включает не только знание и использование базовой лексики, но и способность применять специфические термины в различных контекстах. В данной части работы рассматриваются проблемы и особенности формирования лексической компетенции у студентов технических направлений.

Лексическая компетенция – это способность человека понимать, запоминать и правильно использовать слова и выражения языка в устной и письменной речи. Она является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции и необходимым условием для эффективного общения. Компонентами лексической компетенции являются понимание значений слов, умение распознавать значение слова в разных контекстах, включая переносные значения, производство речи, способность правильно подбирать слова для выражения мыслей в соответствии с контекстом, жанром и ситуацией, грамматическое использование лексики, понимание, как слова сочетаются друг с другом (например, глагол + предлог: depend on), прагматическое использование. Умение использовать лексику, соответствующую социальной ситуации (формальная или неформальная речь).

Развитая лексическая компетенция позволяет эффективно общаться, понимать и интерпретировать информацию, а также демонстрировать высокий уровень владения языком в различных контекстах.

К числу наиболее актуальных технологий, отвечающих современным задачам вузовского образования в процессе обучения английскому языку в высшей технической школе, являются нижеследующие:

- проектный метод, основанный на “competence-based approach” в обучении профессиональному и разговорному английскому языку, подразумевает повышение интереса к изучаемому языку, самостоятельность и мотивированность студентов.

- технология «кейс стади» предполагает анализ конкретной учебно-деловой ситуации на английском языке. В качестве основы указанной технологии выступает метод “competence-based approach”.

- технология «дебаты» подразумевает использование на втором и третьем этапах обучения по методике “competence-based approach”. Обучение в рамках указанной технологии может быть направлено на повторение и актуализацию пройденного материала (Михайлов, 2018).

Основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в процессе обучения технической лексике, следующие: Низкий уровень языковой подготовки. Многие студенты технических вузов имеют недостаточные знания иностранного языка, что затрудняет освоение специфической лексики, необходимой для понимания профессиональных текстов и общения на профессиональные темы. Сложность технической лексики. Техническая лексика часто включает множество специфических терминов и понятий, которые могут быть трудны для восприятия и усвоения, особенно когда речь идет о пересечении двух языков (например, технического и естественнонаучного). Это делает преподавание лексики более сложным процессом, который требует интеграции как лексических, так и когнитивных навыков. Отсутствие системности в преподавании. В некоторых случаях обучение технической лексике проводится фрагментарно и без учета специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

С точки зрения методистов интернет-технологии, включающие в качестве составляющего элемента компьютерные технологии, представляют собой совокупность наиболее эффективных методов и приемов применения различных интернет-ресурсов с целью развития устной и письменной речи студентов: электронные тренажеры, цифровые приложения, электронные учебники, мультимедийные презентации, обучающее видео.

Средства современных образовательных технологий также вызвали необходимость в создании более прогрессивных форм контроля и оценки обучающихся. Наряду с традиционными формами контроля (тестирование, контрольные работы, интервью, дискуссия, написание эссе) применяются и инновационные формы оценивания знаний: игровые технологии, технологии использования компьютерных программ, интернет-технологии.

Интерактивные и цифровые технологии. В последние годы активно используется электронное обучение и мобильные приложения для преподавания лексики. Программы, такие как Quizlet, Anki, Memrise, а также платформы для онлайн-обучения (например, Coursera, edX), дают студентам возможность учить технические термины в удобной и доступной форме, систематизируя знания и помогая закрепить их с помощью карточек и повторений. Для увеличения словарного запаса студентами предлагается использовать кроссворды. В настоящее время с помощью компьютерных программ возможно генерировать онлайн-кроссворды с высокой степенью интерактивности (электронная задача, подсказки, проверка ответов).

В рамках дуальной системы образования студенты получают теоретические знания в учебных заведениях и одновременно проходят практику на предприятиях. Это позволяет студентам применять изученную лексическую информацию в реальных условиях и развивать навыки общения на профессиональные темы с коллегами и партнерами. Практические занятия на базе производственных предприятий дают студентам возможность не только овладеть лексикой, но и улучшить свои коммуникативные навыки.

Важным шагом является создание и использование учебных материалов, ориентированных на конкретные технические области. Это могут быть технические словари, учебники и пособия, включающие примеры реальных профессиональных текстов (например, технические отчеты, инструкции, научные статьи). Такие материалы позволяют студентам не только изучать лексикон, но и знакомиться с реальными профессиональными текстами, что способствует лучшему освоению специфической лексики.

Библиографические ссылки

Айтураев, М. М. (2024). Развитие лексической компетенции учащихся академического лицея на уроках английского языка (Дисс. PhD). Наманган.

Короткова, И. П. (2012). Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора (Дисс. PhD). Москва.

Михайлов, В. В. (2018). Особенности преподавания английского языка в техническом вузе. Перспективы науки и образования, 4(34).

Мухтаров, М. М. (2023). Методика развития лексической компетенции студентов вуза на уровне В2 (Дисс. PhD). Ташкент

Сиземина, А. Е. (2009). Методика развития лингвистической компетенции студентов лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучающихся (Дисс. PhD). Новгород.

Шамов, А. Н. (2007). Формирование лексической компетенции как основополагающая цель в обучении иностранному языку. В Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме: Лемпертовские чтения – IX (с. 123-135). Сборник статей по материалам международного научно-методического симпозиума. Пятигорск.

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Гузаль Султанова ,
Университет Геологических Наук

Старший преподаватель

Как цитировать

Султанова , Г. (2025). Современные технологии преподавания лексики при обучении английскому языку студентам технических направлений . Лингвоспектр, 2(1), 262–266. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/419

Похожие статьи

<< < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.