Использование компьютерных технологий для организации самостоятельной работы по русскому языку как иностранному

Аннотация
Статья охватывает тему применения компьютеров в организации самостоятельного обучения русскому языку как иностранному. В условиях глобализации и развитии информационных технологий дистанционное обучение приобретает значимость в процессе преподавания иностранных языков. Использование компьютерных приложений, онлайн-ресурсов и цифровых инструментов открывает новые горизонты для разработки индивидуальных учебных программ, что в свою очередь способствует более глубоко пониманию языка и культуры стран, где он используется. В этой статье рассматриваются различные методы, формы и технологии, которые могут оказаться полезными для изучающих русский язык как неродной.
Ключевые слова:
РКИ компьютерные технологии самостоятельная работа LinGo Play языковая среда «Учите русский»Существует множество программ, разработанных для обучения по различным предметам, таким как художественная Список литературы и развитие речи, математика, иностранные и родные языки и прочие. Кроме того, есть развлекательные программы, которые не включают в себя учебные задания, но все же могут эффективно использоваться в образовательных целях благодаря различным методическим подходам.
В нашу эпоху информации, инноваций и технологий от человека требуется не только обладание определенными знаниями, умениями и навыками, но и умение постоянно обучаться и развиваться. В связи с этим возникает актуальная необходимость в самостоятельной организации процесса приобретения новых знаний. Именно поэтому современные образовательные стандарты акцентируют внимание на важности самостоятельной работы обучающихся.
Использование компьютера для организации самостоятельной работы по русскому языку как иностранному открывает новые горизонты в обучении. Современные технологии предлагают широкие возможности для развития языковых навыков, позволяя учащимся получать доступ к разнообразным ресурсам.
Первое, на что стоит обратить внимание, — это онлайн-платформы и мобильные приложения, которые предлагают интерактивные упражнения, грамматические справочники и словари. Это помогает не только улучшить словарный запас, но и закрепить правила русского языка в игровой форме. Учащиеся могут проходить тесты, получать мгновенную обратную связь и отслеживать свой прогресс.
Кроме того, использование компьютеров для организации самостоятельной работы способствует углублению навыков чтения и аудирования. Онлайн-курсы и видеоматериалы позволяют погрузиться в языковую среду, что является важным аспектом в изучении любого иностранного языка. Общение с носителями языка через специализированные платформы расширяет горизонты и способствует развитию интеркультурной компетенции.
В настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обучения и изучения иностранных языков является необходимым с точки зрения оптимизации процесса обучения. Одной из основных задач современного общества является изменение не только образовательной политики в целом, но и области преподавания русского языка как иностранного в том числе (Давидходжаева, 2023:165).
В сфере обучения русскому языку как иностранному (РКИ) имеет место использовать следующие технологии:
‒ мессенджеры (WhatsApp, Telegram);
‒ социальные сети (ВКонтакте, Facebook);
‒ поисковые системы (Yandex, Google, Mail.ru);
‒ онлайн-словари (Грамота.ру, https://slovar.cc/rus/tolk.html);
‒ программное обеспечение (программы: Русский язык – грамотей, Глазарий языка, Орфография);
‒ виртуальные редакторы (интернет-проекты, посвященные грамотности русской речи: Грамотей. Онлайн – https://gramotei.online);
‒ сайты для изучения русского языка как иностранного (Ruspeach – Русский для иностранцев, Russian on-line);
‒ электронные учебники, интерактивные обучающие пособия;
‒ компьютерные презентации (Сергиенко, 2020:2).
И. А. Зимняя считает, что самостоятельная работа – это следствие правильно организованной учебной деятельности на занятии, что мотивирует самостоятельное расширение полученных знаний, их углубление и продолжение в свободное время (Зимняя, 1989:74)
Приведём несколько примеров порталов и сайтов, предназначенных для изучения иностранных языков и выполнения самостоятельных работ.
LinGo Play - интересный и эффективный способ легко запомнить русские уроки, слова и фразы, просто играя в онлайн-игры с другими людьми по всему миру.
С помощью LinGo Play можно узнать, как быстро и легко выучить уроки по русскому языку или запомнить слова и фразы с миллионами других игроков по всему миру. Вы познакомитесь с уроками, упражнениями и тестами, а также уникальным игровым методом изучения русских слов и фраз онлайн(рис.1).
«Учите русский» - бесплатный онлайн-ресурс для начинающих изучать русский язык, который предлагает полный набор уроков языка, тренировочных игр и быстрых тестов для более 100 топиков по русскому языку бесплатно (рис.2).
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» — ядро современной цифровой платформы русского языка, которая аккумулирует всю информацию о русском языке для широкого круга пользователей. В его задачи входит предоставление самых актуальных и авторитетных сведений о современном русском языке, его нормах и правилах, стилях, сферах функционирования, истории и развитии, о законодательных актах, регулирующих его использование. Для решения этих задач команда портала опирается на экспертное мнение лингвистов (прежде всего русистов, специалистов по культуре речи, коммуникации) и на возможности современных информационных технологий (Рис.3).
Компьютеры становятся неотъемлемым инструментом в процессе самостоятельного обучения русскому языку, предоставляя разнообразие методов и ресурсов, что делает обучение более эффективным и увлекательным.
Использование компьютерных технологий для организации самостоятельной работы по русскому языку как иностранному открывает новые горизонты в обучении. Современные ресурсы, такие как онлайн-платформы, мобильные приложения и интерактивные материалы, способствуют более глубокому и увлекательному усвоению языка. Эти технологии не только позволяют студентам адаптировать процесс обучения под свои индивидуальные потребности и темп, но и создают условия для активного вовлечения и саморефлексии.
Кроме того, внедрение компьютерных технологий помогает развивать ключевые компетенции, такие как критическое мышление, коммуникабельность и способность к самообразованию. Важно отметить, что успех такого подхода зависит от грамотной интеграции технологий в учебный процесс и активного участия преподавателя в организации и сопровождении самостоятельной работы. В конечном счёте, сочетание традиционных методов и современных технологий может существенно повысить эффективность обучения русскому языку как иностранному, делая его более доступным и интересным для студентов.
Библиографические ссылки
Давидходжаева Ш. И., Абилхаирова М. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ //Barqaror Taraqqiyot va Rivojlanish Tamoyillari. – 2023. – Т. 1. – №. 1. – С. 164-167.
Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1989. 222 с
Сергиенко Н. В. Роль компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному: сборник трудов конференции. // Общество, педагогика, психология : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 сент. 2020 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С. 65-68. – ISBN 978-5-907313-72-9.
Опубликован
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Шахноза Давидходжаева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.