Использование интерактивных методов при изучении морфологических способов русского словообразования
Abstract
Работа посвящена одной из трудных, но интересных тем русского языка, а именно использованию интерактивных методов при изучении морфологических способов образования новых слов. Данная тема является актуальной и в методическом плане, так как способы словообразования тесно связаны с изучением частей речи и разбором слов по составу.
Keywords:
Метод словообразование обогащение способ морфема классификация единицаОбразование новых слов в русском языке имеет строгие закономерности. Сотни тысяч слов русского языка – это реализация различных словообразовательных моделей, самых различных способов и приемов. Основным путем обогащения словарного состава языка является словообразование. Новые слова появляются главным образом путем их образования из собственного, частично и из заимствованного строительного материала – морфем.
Впервые классификация способов образования новых слов в русском языке была предложена в 50-годы прошлого столетия академиком В.В.Виноградовым. Она сыграла в развитии словообразовательной теории большую положительную роль. В настоящее время классификация В.В.Виноградова несколько уточнена, детализирована и расширена.
Л.А.Булаховский писал: «Область словообразования – одна из наиболее творческих, наименее замкнутых в грамматике языка… Словообразовательные элементы и их комбинации обеспечивают почти бесконечное количество новых слов и новых оттенков, обогащение которыми отвечает серьезным потребностям роста языка… Элементы словообразования мы почти всегда ощущаем как материал для отработки новых понятий и новых оттенков.
Морфологический способ словообразования – это словопроизводство в полном смысле этого слова. Под этим способом понимается образование новых слов на базе существующих в языке основ и при помощи словообразовательных аффиксов. С помощью этого способа образуются такие лексические единицы, которые являются новыми во всех отношениях.
Процессы и способы морфологического словообразования очень существенны и при изучении законов развития грамматического строя и словарного состава языка. Именно в изучении таких вопросов проявляется тесная связь словообразования с грамматикой и лексикой.
Морфологический способ словообразования разделяется на пять подтипов:
а) префиксальный,
б) суффиксальный,
в) префиксально-суффиксальный (смешанный),
г) бессуффиксный (безаффиксный),
д) словосложение.
Первые три типа (префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный) называются аффиксальными, так как новые слова или формы слов образуются с помощью морфем.
Некоторые ученые по-другому перечисляют подтипы морфологического способа словообразования: «Основные типы морфологического словопроизводства, существующие сейчас в русском языке, - сложение, аффиксация, безаффиксный способ, аббревиация и редеривация».
Для морфологического способа словообразования важно правильное определение типов основы – непроизводной, производной и производящей, но самое главное – правильное определение производящей основы и способа словообразования, а их тип (непроизводная или производная) не имеет никакого значения.
При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции – использоваться и для образования новых слов, и для выражения грамматических значений, т.е. для образования новых грамматических форм слова. Совмещение обеих функций – словообразующей и формообразующей – наиболее часто наблюдается у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний. Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за-, по- не только образуют новые слова (от «шуметь», «лежать»), но создают в образованных таким способом глаголах грамматическое значение совершенного вида (сравним: шуметь и зашуметь – начало действия, лежать и полежать –ограниченность действия по времени).
Характерной особенностью современного словообразования является заметный рост роли приставок в словопроизводстве отыменных глаголов, но префиксальный способ действует в словообразовании всех основных частей речи, но в отличие от суффиксов производное слово всегда относится к той части речи, что и производящая основа.
Префиксы активно участвуют в словообразовании. Префиксальный способ словопроизводства значительно менее продуктивен в словообразовании других частей речи. В русском языке наблюдается обилие приставок. Суффиксальный способ является самым продуктивным и богатым видом морфологического словообразования, так при помощи присоединения суффиксов к производящей основе создаются множество новых слов. Словообразовательное значение выражается при помощи суффиксов и окончаний. Как правило, производные слова одного и того же словообразовательного типа относятся к одному и тому же типу словоизменения.
Префиксально-суффиксальный (или смешанный) способ –это разновидность морфологического словопроизводства, где новые слова образуются путем одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: сослуживец, по-зимнему, проселок, разбежаться. К префиксально- суффиксальному способу также относятся образования, созданные путем суффиксации предложно-падежного сочетания, в котором предлог превращается в приставку: до срока – досрочный, при школе –пришкольный.
Бессуффиксный способ словообразования можно определить как способ словопроизводства слов, когда производящая основа без добавления каких-либо словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, окончаний) становится основой образования имени существительного (иногда с отсечением, отбрасыванием конечных звуков).
Некоторые ученые, например, Н.С.Галкина, Н.М.Шанский и другие, данный бессуффиксный способ образования имен существительных называют безаффиксным, так как, с точки зрения словообразовательного анализа, слова, например, типа переход, разбег, перекос, проход, износ не являются префиксальными: они образовались не путем присоединения соответствующих приставок к корню, а путем о т б р а с ы в а н и я от приставочных глаголов глагольного показателя и тематического гласного, а также путем отвердения конечного согласного основы, например: переходить – переход, переносить – перенос, осмотреть – осмотр и т.д.
С л о в о с л о ж е н и е является наиболее продуктивным способом образования новых слов после аффиксации. Принципиальное различие между словосложением и аффиксацией заключается в том, что при аффиксации лишь один компонент имеет самостоятельное смысловое значение, другой же или другие компоненты играют служебную роль, а сложные слова образуются путем о б ъ е д и н е н и я в одну лексическую единицу д в у х или б о л е е о с н о в з н а м е н а т е л ь н ы х с л о в.
При прохождении тем по словообразованию можно проводить следующие м е т о д и ч е с к и е п р и е м ы работ:
1.Правильно проводить подбор материала для анализа состава слова и соблюдать последовательность в переходе от элементарных случаев к более сложным: вначале для разбора брать слова, состоящие только из основы и легко выделяемого атем - слова с основой из корня и суффикса (дом-ик, стар-ик, уз-к-ий), слова, образованные смешанным способом (под-окон-ник) и назвать способы образования данных слов: префиксальный, суффиксальный или смешанный.
- Для правильного выделения основы в слове исключительное значение имеет умение учащихся изменять форму слова ( падеж, число, род, лицо). Только сравнивая слово в данной форме с другими его формами, учащиеся безошибочно выделить в них общую часть , являющуюся основой производной или производящей. Этот прием выделения основы распространяется и на случаи, когда основа равна корню, как в словах типа стен-а, край, клад и т.п.
- Имея в виду вышеназванный методический прием, необходимо, что рассмотрение состава слова не всегда нужно начинать с выделения корня. Допустимо, чтобы сначала выделили окончание, которое должно облегчить ученику не только определение затем самой основы, но и морфем, составляющих ее. Обучать составу слова лучше, если говорить не об отдельных только морфемах, а одновременно о разных и если учителем учитывается то, что младшие школьники осознают морфемы лучше в целом слове, чем взятые отдельно, - тогда лучше осознают на первых же порах и различия между ними.
- Исправлять вовремя типичные ошибки учащихся по составу слова и способу словообразования следующих типов:
А) отнесение формообразующих суффиксов в разряд окончаний: суффикса прошедшего времени –Л (читал, решил), суффиксов притяжательных прилагательных -ИЙ (лисий, волчий) в разряд окончаний;
Б) неправильное выделение в качестве суффиксов или приставок частей слов, которые отдельными морфемами не являются, а только внешне совпадают с той или иной морфемой: выделение приставки ПРО- в слове «простыня», приставки ПО- в слове «половина», суффикса –ИН- в слове «глина»;
В) необоснованное расщепление одного суффикса на две морфемы (школь-н-ик –отнесение суффикса –ИК к окончанию).
Г) неправильное определение способа образования слова, особенно образованных бессуффиксным способом: проход – от существительного «ход» префиксальным способом, хотя данное слово образовано бессуффиксным способом от глагола «проходить».
- Научить учащихся правильно выделить в основе все составляющие ее части – корень, приставки, суффиксы. Особую трудность для учащихся составляет выделение корня. При этом могут быть ошибки в выделении корня двух различных слов одинакового звучания. Например, в словах ГОД-Н-ЫЙ и ГОД-ОВ-ОЙ как будто бы один и тот же корень –ГОД, однако это сходство только внешнее, здесь корни разные, что обнаруживается при сопоставлении значений этих слов, что необходимо учитывать омонимию корней.
- Для безошибочного выделения корня в слове и способа образования слова способствует умение учащихся подбирать группы ОДНОКОРЕННЫХ (родственных) слов, но относящихся к разным частям речи ( вид, видный, видеть, видно, увидели; старый, старик, стареть, старо). При подборе однокоренных слов необходимо учитывать чередование гласных и согласных в основе слова: строгий – строже, узкий – уже, бегу – бежишь, крутить – кручу, коснуться – касаться, гореть – загар и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение состава слова и способов словообразования в средней общеобразовательной школе остается интересным в методическом плане. Методологической основой изучения словообразования в школе остаются теоретическое наследие русских языковедов и методистов В.А.Богородицского, В.В. Виноградова, Г.О.Винокура, А.Н.Гвоздева, В.Н.Головина, Е.А.Земской, С.И.Ожегова, З.А.Потихи, Н.М.Шанского и многих других.
References
Виноградов В.В. «О способах словообразования в русском языке», журнал «Русский язык в школе», 1951,№2.
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947г.
Булаховский Л.А. «Курс русского литературного языка», т.1. Киев, 1952 г.
Шанский Н.М. Развитие словообразовательной системы русского языка в нашу эпоху. «Русский язык в национальной школе» 1967, № 3.
Потиха З.А. Современное русское словообразование. М., «Просвещение», 1970 г.
Шанский Н.М., Тихонов Н.А. и др. Современный русский литературный язык. Ленинград, «Просвещение», 1988 г.
Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. Изд-во МГУ, 1968г.
Розенталь Д.Э. «Практическая стилистика русского языка». М., «Высшая школа», 1965.
М.Х.Тохтаходжаева, В.А.Белова, С.В.Плешакова. Русский язык (Учебник для 4 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения), Т., «Узбекистан», 2015 г.
В.И.Зеленина, М.Э.Рожнова. Русский язык (Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательной школы, Т., «Узбекистон», 2003 г.
В.И.Зеленина. Русский язык (Учебник для 6 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения), Издание 3-е, переработанное, Т., «Шарк», 2013 г.
М.Э.Рожнова. Русский язык (Учебник для 7-класса школ общего среднего образования с русским языком обучения). Издание третье. Т., «Янгиюл полираф сервис», Ташкент – 2013 г.
В.И.Зеленина, М.Э.Рожнова. Русский язык (Учебник для 8 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения). Издание третье, переработанное, Ташкент, «Турон-Икбол», 2014 г.
В.И.Зеленина, О.В.Кон. Русский язык (Учебник для 9 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения), Издание второе, переработанное. Ташкент, «Узбекистан», 2010 г.
Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., «Просвещение», 1973 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984 г.
Published
Downloads
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright (c) 2024 Замира Сапарова

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
