ChatGPT va Duolingo‘ning oliy ta’limdagi talabalarning motivatsiyasi va faolligiga ta’siri (2022–2024)
Annotasiya
Mazkur ilmiy maqola sun’iy intellekt (SI) texnologiyalarining oliy ta’limdagi o‘quv motivatsiyasi va talaba faolligiga ta’sirini o‘rganishga bag‘ishlangan. Asosiy e’tibor 2022–2024 yillar davomida keng qo‘llanilgan ChatGPT va Duolingo platformalariga qaratilgan. Tahlil va empirik ma’lumotlarga asoslangan holda muallif ushbu vositalarning talabalarning mustaqil fikrlashi, tanqidiy yondashuvi, til o‘rganishga bo‘lgan qiziqishi va o‘quv jarayoniga bo‘lgan jalb qilinishini sezilarli darajada oshirayotganini ko‘rsatadi. ChatGPT – virtual murabbiy sifatida individual yondashuv, darhol fikr-mulohaza va kognitiv yordam beradi. Duolingo esa gamifikatsiya va moslashtirilgan algoritmlar orqali ichki motivatsiyani kuchaytiradi. Shu bilan birga, maqolada SI texnologiyalaridan haddan tashqari foydalanish xavflari, masalan, akademik qaramlik va e’tibor yetishmasligi muammolari ham ko‘tarilgan. Muallif o‘z tadqiqotiga asoslanib, SI vositalaridan to‘g‘ri foydalanish bo‘yicha aniq va amaliy tavsiyalarni ishlab chiqadi. Maqola ta’limda raqamli texnologiyalarni samarali joriy etish uchun nazariy va amaliy jihatdan katta ahamiyatga ega.
Kalit so‘zlar:
ChatGPT Duolingo talabalar motivatsiyasi sun’iy intellekt tanqidiy fikrlash raqamli savodxonlik gamifikatsiya ta’limdagi innovatsiyalar.Введение
В последние годы искусственный интеллект (ИИ) все шире применяется в высшем образовании, предлагая новые инструменты для обучения. Одними из самых ярких примеров являются ChatGPT (генеративный чат-бот на основе модели GPT) и платформа Duolingo (приложение для изучения языков с элементами ИИ). Актуальные исследования 2022–2024 годов уделяют особое внимание тому, как эти инструменты влияют на мотивацию и вовлечённость студентов, а также на результаты обучения. Ниже представлены данные эмпирических исследований, статистика опросов и кейсы, демонстрирующие эффективность ChatGPT и Duolingo в высшей школе по ряду ключевых аспектов: уровень мотивации, учебная активность, удовлетворённость обучающихся, успехи в обучении, отношение преподавателей и степень внедрения в учебный процесс, персонализация обучения, развитие навыков языка и когнитивных способностей.
ChatGPT в высшем образовании: вовлечённость и результаты обучения.
Современные исследования показывают, что интеграция ChatGPT в обучение может заметно повысить учебную активность студентов. Так, метаанализ 17 эмпирических работ (1735 студентов) продемонстрировал существенный рост вовлечённости при использовании ChatGPT в сравнении с традиционным обучением ((PDF) How ChatGPT impacts student engagement from a systematic review and meta-analysis study). В частности, эффект на когнитивную вовлечённость (умственную активность, глубину проработки материала) был большим, а на поведенческую и эмоциональную вовлечённость – средним ((PDF) How ChatGPT impacts student engagement from a systematic review and meta-analysis study). Иными словами, студенты, использующие ChatGPT, проявляли больше интереса и активности, лучше концентрировались на материале и эмоционально позитивнее относились к учёбе по сравнению с теми, кто не использовал ИИ-инструмент ((PDF) How ChatGPT impacts student engagement from a systematic review and meta-analysis study). Авторы обзора отмечают три основных роли, в которых ChatGPT способствует вовлечению: персонализированное репетиторство, помощь в технических заданиях (например, программировании) и генерация контента для совместной работы ((PDF) How ChatGPT impacts student engagement from a systematic review and meta-analysis study). Таким образом, ChatGPT выступает как интерактивный наставник, способный адаптироваться к потребностям учащегося, что напрямую поддерживает мотивацию к обучению.
Не только общая активность, но и конкретные учебные результаты могут улучшаться с помощью ChatGPT. Отдельные эксперименты свидетельствуют о позитивном влиянии ChatGPT на развитие когнитивных навыков высшего порядка. Например, в экспериментальном исследовании 2024 года со студентами международных отношений (95 участников) группа, практиковавшая дебаты с поддержкой ChatGPT, показала значительно более высокий прогресс в понимании сложных концепций, критическом мышлении и навыках аргументации по сравнению с контрольной группой, дебатировавшей традиционным способом (Investigating the use of chatGPT as a tool for enhancing critical thinking and argumentation skills in international relations debates among undergraduate students | Smart Learning Environments | Full Text) (Investigating the use of chatGPT as a tool for enhancing critical thinking and argumentation skills in international relations debates among undergraduate students | Smart Learning Environments | Full Text). Эти данные говорят о том, что правильно встроенный в учебный процесс чат-бот может стимулировать развитие критического мышления и других интеллектуальных умений, повышая тем самым учебную эффективность. С другой стороны, важно учитывать и возможные риски чрезмерной зависимости от таких технологий. Так, одно исследование причин и следствий использования ChatGPT среди студентов (2024) показало, что учащиеся под высоким учебным стрессом и давлением по времени чаще прибегали к ChatGPT, но чрезмерное использование было связано с прокрастинацией, ухудшением запоминания материала и даже снижением академической успеваемости (Is it harmful or helpful? Examining the causes and consequences of generative AI usage among university students | International Journal of Educational Technology in Higher Education | Full Text). Это подчёркивает необходимость разумного и сбалансированного применения ИИ: ChatGPT эффективен для повышения мотивации и успеваемости, если он используется как вспомогательный инструмент, а не как замена самостоятельному мышлению.
Отношение студентов к ChatGPT в целом позитивное, что отражается в высоких показателях принятия технологии. По данным опроса 2023 года (503 студента, Польша), ключевыми факторами, влияющими на готовность студентов применять ChatGPT, оказались ожидаемая полезность (учащиеся верят, что инструмент поможет им в учёбе) и гедонистическая мотивация (удовольствие от использования технологии) (Students’ Acceptance of ChatGPT in Higher Education: An Extended Unified Theory of Acceptance and Use of Technology | Innovative Higher Education ). Иными словами, студенты склонны пользоваться ChatGPT, потому что считают его эффективным для улучшения своих результатов и одновременно интересным в использовании. Неудивительно, что уже к 2024 году распространённость ИИ-инструментов среди обучающихся стала массовой: глобальный опрос почти 4000 студентов вузов из 16 стран показал, что 86% студентов регулярно используют те или иные средства ИИ в учёбе, при этом наиболее популярным инструментом является ChatGPT (его указали 66% опрошенных) (Survey: 86% of Students Already Use AI in Their Studies -- Campus Technology) (Survey: 86% of Students Already Use AI in Their Studies -- Campus Technology). Чаще всего студенты применяют ChatGPT для поиска информации (около 69% случаев использования), проверки грамматики (42%), реферирования текстов (33%), перефразирования (28%) и даже для создания черновиков работ (24%) (Survey: 86% of Students Already Use AI in Their Studies -- Campus Technology). В то же время студенты осознают свои дефициты в цифровой грамотности: более половины признали недостаточный уровень знаний об ИИ (Survey: 86% of Students Already Use AI in Their Studies -- Campus Technology). Это указывает на необходимость обучения тому, как эффективно и этично использовать такие инструменты. Тем не менее, факт в том, что значительная часть учащихся уже интегрировала ChatGPT в свой учебный процесс, зачастую отмечая повышение собственной продуктивности. Согласно опросам в США, 68% школьников и студентов считают, что ChatGPT делает их лучше как учащихся, а 75% уверены, что с его помощью они учатся быстрее (Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice: ChatGPT Used by Teachers More Than Students, New Survey (Walton Foundation) | National Education Policy Center). Эти субъективные оценки подкрепляются данными об академической успешности: многие студенты используют ChatGPT для получения мгновенной обратной связи или объяснений, что поддерживает их интерес к предмету и самостоятельность в решении учебных задач.
Перспективы преподавателей и вузов по отношению к ChatGPT эволюционируют от настороженности к прагматичному принятию. Если изначально фокус в обсуждении делался на риски (например, упрощение списывания и плагиат), то к 2023 году многие преподаватели начали активно сами использовать ChatGPT в работе. В первом национальном опросе учителей (США, начало 2023 г.) 51% преподавателей признались, что уже пользовались ChatGPT в профессиональных целях в течение первых двух месяцев после его появления, причём 40% делали это как минимум раз в неделю (Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice: ChatGPT Used by Teachers More Than Students, New Survey (Walton Foundation) | National Education Policy Center). Для сравнения, лишь около 22% учеников сообщали о еженедельном использовании чат-бота на тот момент (Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice: ChatGPT Used by Teachers More Than Students, New Survey (Walton Foundation) | National Education Policy Center) – это может отражать как осторожность студентов из-за политики вузов, так и то, что учителя оперативно нашли способы применять ИИ для подготовки материалов и занятий. Преподаватели отмечают ряд преимуществ: автоматизация рутины (например, генерирование планов уроков, тестовых вопросов, проверка грамматики в работах), получение творческих идей для занятий, а также помощь в адаптации материалов под разных студентов (Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice: ChatGPT Used by Teachers More Than Students, New Survey (Walton Foundation) | National Education Policy Center) (Frontiers | The impact of ChatGPT on higher education). В том же опросе 73% учителей согласились, что ChatGPT способствует более глубокому обучению студентов, и 84% тех, кто уже использует его, дали положительную оценку его влиянию на свои уроки (Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice: ChatGPT Used by Teachers More Than Students, New Survey (Walton Foundation) | National Education Policy Center). Многие педагоги воспринимают ChatGPT как полезного ассистента: так, один преподаватель назвал его «персональным репетитором 1:1, чрезвычайно ценным для учеников», особенно в условиях дифференцированного подхода к разным уровням подготовки (Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice: ChatGPT Used by Teachers More Than Students, New Survey (Walton Foundation) | National Education Policy Center). Действительно, персонализированная поддержка – сильная сторона ИИ-тьюторов. ChatGPT способен отвечать на вопросы студента в удобное для того время, подробно объяснять сложные концепции и даже подстраивать стиль подачи под уровень понимания, что повышает доступность образования.
Вместе с тем институциональное внедрение ИИ сопровождается вызовами. В литературе перечисляются как преимущества, так и проблемы использования ChatGPT в вузах. К очевидным выгодам относят поддержку научных исследований и письма, повышение интерактивности учебного процесса человек-машина, автоматизацию оценки и обратной связи, улучшение сопровождения студентов (например, чат-боты-консультанты), потенциальный рост удержания студентов за счёт более вовлекающего обучения (Frontiers | The impact of ChatGPT on higher education) (Frontiers | The impact of ChatGPT on higher education). Некоторые вузы уже экспериментируют с интеграцией ChatGPT в системы управления обучением и библиотечные сервисы. Однако риски тоже существенны: угрозы академической честности (списывание, плагиат), проблемы защиты данных и конфиденциальности, возможная необъективность и ошибки ИИ-моделей, снижение роли человеческого фактора в образовании, а также неравенство в доступе и навыках работы с ИИ (Frontiers | The impact of ChatGPT on higher education). Эксперты призывают к выработке сбалансированных стратегий: необходимо и поощрение инновационного использования ИИ, и одновременное регулирование его применения (обучение этике ИИ, инструменты для выявления злоупотреблений, обновление политики оценивания) (Frontiers | The impact of ChatGPT on higher education). Преподавателям рекомендуется активно знакомиться с возможностями таких средств, внедрять их этично и прозрачно, разъясняя студентам границы допустимого (Frontiers | The impact of ChatGPT on higher education). В целом, исследования 2023–2024 гг. сходятся во мнении, что ChatGPT имеет значительный положительный потенциал для высшего образования при условии ответственного применения. Его использование способно повысить мотивацию и вовлечённость обучающихся, предоставить им персонализированную поддержку и новые возможности для развития навыков, но образовательным учреждениям важно сопровождать этот процесс соответствующей методической и нормативной базой.
Duolingo в высшем образовании: мотивация и освоение языков.
Duolingo зарекомендовал себя как популярнейшая платформа для изучения иностранных языков, и исследования последних лет подтверждают ее эффективность в академических контекстах. Одним из ключевых преимуществ Duolingo считается геймификация обучения – использование игровых элементов (очки, уровни, награды, серии успехов), чтобы сделать процесс более увлекательным. Это напрямую влияет на мотивацию и вовлечённость учащихся. Эмпирические данные свидетельствуют, что такая игровая форма стимулирует студентов уделять больше времени самостоятельным занятиям языком. В ходе квази-эксперимента 2023 года с участием студентов, изучающих английский как иностранный, было установлено, что группа, занимавшаяся с помощью Duolingo, показала значимое повышение вовлечённости во всех аспектах – аффективном, когнитивном и поведенческом – по сравнению с контролем (The Effects of Duolingo, an AI-Integrated Technology, on EFL Learners’ Willingness to Communicate and Engagement in Online Classes · 研飞ivySCI). Иными словами, студенты не только больше времени и усилий вкладывали в обучение, но и демонстрировали больший энтузиазм и заинтересованность. Более того, отмечен рост позитивного отношения к языку: у учащихся из экспериментальной группы улучшились установки и уверенность в своих языковых навыках (The Effects of Duolingo, an AI-Integrated Technology, on EFL Learners’ Willingness to Communicate and Engagement in Online Classes · 研飞ivySCI). Duolingo, благодаря интерактивным упражнениям и мгновенной обратной связи, повысил эмоциональную вовлечённость (удовольствие от процесса обучения) и коммуникативную уверенность студентов. Например, в том же исследовании у пользователей приложения существенно возросла готовность говорить, читать и писать на языке – показатели, характеризующие уверенность в коммуникации, улучшились статистически значимо по сравнению с начальным уровнем и контрольной группой (The Effects of Duolingo, an AI-Integrated Technology, on EFL Learners’ Willingness to Communicate and Engagement in Online Classes · 研飞ivySCI). Эффект размеров при этом был высоким, что подтверждает выраженное влияние Duolingo на мотивационно-поведенческие аспекты обучения языку (The Effects of Duolingo, an AI-Integrated Technology, on EFL Learners’ Willingness to Communicate and Engagement in Online Classes · 研飞ivySCI). Эти результаты согласуются с выводами других работ: опросы показывают, что большинство студентов считает Duolingo интересным и полезным инструментом, который поддерживает их желание учиться. В одном исследовании 2022 г. сообщается, что студенты находят приложение эффективным и «чувствуют мотивацию и заинтересованность» в процессе работы с ним ([PDF] EFL Learners’ perceptions of the Effectiveness of Duolingo). Интерактивные задачи, небольшие по объему уроки и элементы соревнования побуждают учащихся регулярно возвращаться к занятиям, превращая изучение языка в увлекательный ежедневный навык, а не рутинную обязанность (Increasing Student’s Motivation in Learning English Using Duolingo).
Помимо субъективной вовлечённости, Duolingo демонстрирует и объективные результаты в плане освоения языка, что крайне важно для обоснования его применения в вузах. Исследования эффективности Duolingo свидетельствуют, что он может служить мощным подспорьем или даже альтернативой традиционным занятиям по языку. Например, за относительно короткий срок с Duolingo студенты достигают ощутимого прогресса. По данным недавнего эксперимента, учащиеся-новички, изучающие испанский язык с помощью Duolingo, всего через 4–6 недель регулярных упражнений достигали ~90% точности в выполнении тестовых диалоговых заданий на базовом уровне (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). А через 3 месяца занятий (около 2–3 часов в неделю) студенты значительно улучшили навыки сразу по четырём направлениям – аудирование, чтение, письмо и говорение (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Существенный прогресс за такой срок подтверждает, что самостоятельное онлайн-обучение с правильно разработанной платформой способно привести к сопоставимым результатам, что и очные курсы. Более того, ряд работ сравнивал эффективность Duolingo и традиционных курсов. Так, в одном независимом исследовании в Колумбии студенты, пользовавшиеся Duolingo в течение семестра, значительно повысили свои умения в говорении, письме, чтении и восприятии на слух, в то время как их сверстники, проходившие обычный университетский курс английского, не продемонстрировали сопоставимого прогресса (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Другой анализ показал, что после прохождения примерно половины курса Duolingo (уровень ~B1, промежуточный) знания студентов эквивалентны знаниям тех, кто завершил пять семестров вузовского изучения языка (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Конечно, многое зависит от мотивации и самостоятельности обучаемых, однако эти данные намекают, что цифровая платформа может догнать по эффективности классическое обучение за счёт интенсивности и персонализации практики. Также стоит упомянуть, что качество освоения проверяется не только внутри приложения: например, исследование показало, что выпускники курсов Duolingo уровня A2 (ниже среднего) сдают независимые стандартизованные тесты по чтению и аудированию выше требуемого порога A2 (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Все это говорит о серьезном потенциале Duolingo в поддержке языкового образования: студенты могут поддерживать и развивать свои навыки вне аудитории, сохраняя мотивацию благодаря игровым методам, и при этом реально продвигаются в языке.
Взгляды преподавателей и внедрение Duolingo в учебные программы в целом благоприятны. Педагоги все чаще рассматривают такие приложения как полезное дополнение к очным занятиям. Согласно опросу преподавателей иностранных языков в Северной Америке, подавляющее большинство признало Duolingo эффективным и удобным средством: 97% опрошенных сказали, что оно эффективно для изучения языка, 96% отметили его эффективность по соотношению затраченного времени и результата, и 96% выразили готовность рекомендовать Duolingo своим ученикам (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Эти показатели свидетельствуют о высоком доверии к платформе среди специалистов. Преподаватели ценят, что Duolingo помогает студентам поддерживать форму между занятиями, предоставляет дополнительную практику, особенно в развитии словарного запаса и грамматики, и может частично разгрузить учебное время от отработки базовых навыков. Исследователи также подчеркивают адаптивность и гибкость этого инструмента. В уже упомянутом эксперименте с EFL-студентами была сделана рекомендация шире внедрять Duolingo в качестве компонента языковых курсов, чтобы обеспечить более комплексный и технологически обогащённый учебный опыт (The Effects of Duolingo, an AI-Integrated Technology, on EFL Learners’ Willingness to Communicate and Engagement in Online Classes · 研飞ivySCI). Платформа хорошо интегрируется в формат смешанного обучения: студенты могут выполнять задания в приложении самостоятельно, а на занятиях разбирать сложные моменты или применять приобретённые умения в коммуникации.
Отдельно стоит отметить, как алгоритмы ИИ в Duolingo способствуют персонализации обучения. Компания Duolingo давно использует собственную систему машинного обучения под названием Birdbrain, которая анализирует успехи пользователя и динамически подстраивает уровень сложности упражнений (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Это означает, что каждый ученик получает задания, оптимально соответствующие его текущим знаниям: если материал даётся легко, программа ускоряет продвижение, если возникают затруднения – предлагает больше практики на проблемной теме. Такая адаптация поддерживает оптимальный уровень когнитивного напряжения – не слишком просто (чтобы не было скучно) и не слишком сложно (чтобы не терять мотивацию). Персонализированное обучение на платформе ведет к лучшему усвоению: данные показывают, что после внедрения новой адаптивной траектории (редизайн 2022 г.) результаты пользователей по чтению и аудированию улучшились по сравнению с прежней, линейной структурой курса (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Кроме того, Duolingo активно внедряет новейшие ИИ-функции для повышения вовлечённости. В 2023 году появились, например, режимы ролевого диалога и объяснения грамматики на основе GPT-4. По внутренним данным Duolingo, свыше 90% учащихся, которые в течение месяца воспользовались новыми ИИ-функциями общения, почувствовали себя более подготовленными к использованию языка в реальных ситуациях (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Более 60% сообщают, что уже применяли выученное через Duolingo вне приложения, в реальной жизни (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Это говорит о росте уверенности и самостоятельности студентов – важнейших целей мотивирующего образования.
Подводя итог, исследования 2022–2024 гг. демонстрируют, что Duolingo в высшем образовании может существенно повысить мотивацию студентов к изучению языка и обеспечить весомые учебные достижения. Благодаря геймификации и персонализации, студенты вовлекаются в регулярную практику, испытывают удовольствие от прогресса и берут на себя больше ответственности за своё обучение. Преподаватели, в свою очередь, признают ценность этого инструмента и готовы интегрировать его для расширения возможностей своих курсов. Как и с любой технологией, успех зависит от грамотного использования: Duolingo наиболее эффективен, когда служит дополнением к учебной программе, усиливая индивидуальную работу студента, а не полностью заменяя живое общение или руководство преподавателя. Однако факты указывают, что при правильном подходе такие ИИ-платформы могут стать мощными союзниками в повышении учебной активности и результатов студентов.
Заключение. ChatGPT и Duolingo представляют два разных, но взаимодополняющих направления применения ИИ в образовании. Первый – универсальный языковой помощник, способный поддержать студента практически по любому предмету, второй – специализированный «тренер» по иностранному языку. Эмпирические исследования последних лет подтверждают, что оба инструмента способны повысить учебную мотивацию и вовлечённость студентов вузов, предоставляя более персонализированный, интерактивный и самостоятельный формат обучения. ChatGPT эффективно выступает в роли виртуального наставника, что отражается в росте когнитивной активности обучающихся, их удовлетворённости обратной связью и даже развитии критического мышления (Investigating the use of chatGPT as a tool for enhancing critical thinking and argumentation skills in international relations debates among undergraduate students | Smart Learning Environments | Full Text) (Investigating the use of chatGPT as a tool for enhancing critical thinking and argumentation skills in international relations debates among undergraduate students | Smart Learning Environments | Full Text). Duolingo через игровую форму занятий и адаптивные технологии удерживает интерес учащихся к языку, что приводит к увеличению времени практики и, следовательно, улучшению языковых навыков (The Effects of Duolingo, an AI-Integrated Technology, on EFL Learners’ Willingness to Communicate and Engagement in Online Classes (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Результаты обучения при разумном использовании этих инструментов также растут: будь то более глубокое понимание предмета и умение аргументировать свои мысли (как показано с ChatGPT), или быстрый прогресс в освоении иностранного языка (как демонстрируют пользователи Duolingo) (Investigating the use of chatGPT as a tool for enhancing critical thinking and argumentation skills in international relations debates among undergraduate students | Smart Learning Environments | Full Text) (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies).
Преподаватели и образовательные организации все активнее исследуют и внедряют эти технологии, отмечая их пользу для индивидуализации обучения и расширения доступа к качественным ресурсам (Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice: ChatGPT Used by Teachers More Than Students, New Survey (Walton Foundation) | National Education Policy Center) (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies). Опросы свидетельствуют, что значительная часть педагогов и обучающихся видит в ИИ-инструментах не угрозу, а ресурс для модернизации образования, повышения интереса студентов и эффективности обучения. В то же время сохраняется понимание необходимости обучения цифровой грамотности и этике ИИ, а также разработки политик, предотвращающих негативные эффекты (например, зависимость от подсказок ИИ вместо развития собственных навыков или академические нарушения) (Is it harmful or helpful? Examining the causes and consequences of generative AI usage among university students | International Journal of Educational Technology in Higher Education | Full Text) (Frontiers | The impact of ChatGPT on higher education).
Для темы дипломной работы, посвящённой повышению мотивации и активности студентов средствами ИИ, приведённые данные обозначают четкий вывод: интеллектуальные помощники вроде ChatGPT и Duolingo при правильной интеграции могут существенно обогатить образовательный опыт. Они поддерживают интерес к обучению через интерактивность и персональный подход, улучшая при этом и объективные показатели усвоения материала. Эти выводы основаны на новейших исследованиях и статистике 2022–2024 гг., что подчёркивает их актуальность для современной педагогической практики и дальнейших научных изысканий в области образовательных технологий.
Bibliografik manbalar
Список использованной литературы:
Heung, Y.M.E., & Chiu, T.K.F. (2025). How ChatGPT impacts student engagement: a systematic review and meta-analysis. Computers and Education: Artificial Intelligence (preprint). ((PDF) How ChatGPT impacts student engagement from a systematic review and meta-analysis study) ((PDF) How ChatGPT impacts student engagement from a systematic review and meta-analysis study)
Strzelecki (Strzelecki, 2024), A. (2024). Students’ Acceptance of ChatGPT in Higher Education: An Extended UTAUT2. Innovative Higher Education, 49(1), 223–245. (Students’ Acceptance of ChatGPT in Higher Education: An Extended Unified Theory of Acceptance and Use of Technology | Innovative Higher Education )
Abbas, M., Jam, F.A., & Khan, T.I. (2024). Is it harmful or helpful? Causes and consequences of generative AI usage among university students. Int. J. Educational Technology in Higher Education, 21(10). (Is it harmful or helpful? Examining the causes and consequences of generative AI usage among university students | International Journal of Educational Technology in Higher Education | Full Text)
Walton Family Foundation (Walton Family Foundation, 2023) Survey (2023). National Survey on Teaching and ChatGPT – Summary via NEPC. (Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice: ChatGPT Used by Teachers More Than Students, New Survey (Walton Foundation) | National Education Policy Center) (Larry Cuban on School Reform and Classroom Practice: ChatGPT Used by Teachers More Than Students, New Survey (Walton Foundation) | National Education Policy Center)
Dempere, J., et al. (2023). The impact of ChatGPT on higher education. Frontiers in Education, 8, 1206936. (Frontiers | The impact of ChatGPT on higher education) (Frontiers | The impact of ChatGPT on higher education)
Ma, Y., & Chen, M. (2024). AI-empowered applications: effects on EFL learners’ engagement and procrastination. BMC Psychology, 12(739). (AI-empowered applications effects on EFL learners’ engagement in the classroom and academic procrastination | BMC Psychology | Full Text) (AI-empowered applications effects on EFL learners’ engagement in the classroom and academic procrastination | BMC Psychology | Full Text)
Ouyang, Z., Jiang, Y., & Liu, H. (2023). The Effects of Duolingo on EFL Learners’ Willingness to Communicate and Engagement. IRRODL, 24(3). (The Effects of Duolingo, an AI-Integrated Technology, on EFL Learners’ Willingness to Communicate and Engagement in Online Classes) (The Effects of Duolingo, an AI-Integrated Technology, on EFL
Duolingo Research (Duolingo, 2023) Report (2023). Efficacy Findings – Duolingo Blog. (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies) (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies)
Duolingo Teacher Survey (Duolingo, 2023) (2023). Language educators’ perceptions of Duolingo – Duolingo Blog. (4 Learnings from Duolingo Efficacy Studies)
Zhan, Y., & Yan, Z. (2025). Students’ engagement with ChatGPT feedback: implications for feedback literacy. Assessment & Evaluation in Higher Education (early online). ((PDF) Students’ engagement with ChatGPT feedback - ResearchGate) (See also ResearchGate)
Nashr qilingan
Yuklashlar
Qanday qilib iqtibos keltirish kerak
Nashr
Bo'lim
Litsenziya
Mualliflik huquqi (c) 2025 Нодина Шохафизова

Ushbu ish Creative Commons Attribution 4.0 Worldwide.
