Роль игровых технологий в повышении мотивации и интересов студентов к русскому языку

Аннотация
В статье рассматривается роль игровых технологий как инструмента повышения мотивации и интереса к изучению русского языка среди студентов. Описаны основные методики применения игр в образовательном процессе, подчеркивается значимость интерактивного подхода в современном обучении. Игровые технологии способствуют развитию коммуникативных навыков и делают процесс обучения более увлекательным и эффективным, что подтверждается данными современных исследований и практическими результатами преподавателей.
Ключевые слова:
игровые технологии мотивация студенты русский язык образование интерактивное обучение коммуникативные навыки развитиеСовременное образование стремится соответствовать потребностям учащихся, которые живут в мире цифровых технологий и постоянного взаимодействия с информационными потоками. В этой связи все более актуальными становятся интерактивные методы обучения, среди которых игровые технологии занимают особое место. Они способствуют не только освоению материала, но и повышению мотивации студентов, что особенно важно при изучении иностранного языка, такого как русский.
Основной целью Национальной программы народного образования Узбекистана является обеспечение преемственности системы образования. В настоящее время учебные заведения находятся в постоянном поиске новых направлений и резервов для совершенствования образовательного процесса, качественной подготовки педагогических кадров, установления долгосрочных и продуктивных связей с учебными заведениями республики. Сегодня они являются центром образовательной деятельности, формирующей основы передового мышления, современного подхода к решению проблем в социально-экономической сфере.
Игровые технологии представляют собой совокупность методик, основанных на моделировании ситуаций, стимулирующих учебную деятельность. Использование игровых методик способствует активизации учебного процесса за счет вовлечения студентов в игровую деятельность, где им приходится применять полученные знания на практике. (Ахмедова, Лагай, 2016) Включение игр в учебный процесс может быть как основной, так и дополнительной методикой обучения, но в любом случае они оказывают значительное влияние на качество усвоения материала.
Одним из ярких примеров игровых технологий являются ролевые игры. При изучении русского языка ролевые игры позволяют моделировать реальные жизненные ситуации, что способствует не только лучшему усвоению языковых конструкций, но и развитию навыков межкультурной коммуникации.( Эльконин, 1991) Например, игра «Встреча в аэропорту» может помочь студентам освоить необходимые фразы и выражения для общения в незнакомой среде.
Мотивация студентов является важнейшим фактором в успешном обучении, особенно когда речь идет об изучении второго или третьего языка. В отличие от традиционных методов, игровая форма обучения помогает студентам снизить психологический барьер и боязнь ошибок. Успех в игре зачастую воспринимается как личная победа, что способствует формированию положительной установки на изучение русского языка.
Современные исследования подтверждают, что использование игровых технологий повышает мотивацию студентов за счет создания более расслабленной и увлекательной атмосферы. Студенты с большей готовностью участвуют в занятиях, если они воспринимаются как игра, а не как формальное изучение правил и грамматики. Важно отметить, что мотивация напрямую связана с интересом, а игровой процесс способен значительно повысить уровень вовлеченности студентов в изучение предмета.
Существует множество форм и способов использования игровых технологий в процессе изучения русского языка. Например, это может быть проведение языковых викторин, квестов и даже создание настольных игр. Языковые квесты, где студенты должны найти решение определенной задачи, используя свои знания русского языка, помогают закрепить материал в интересной и активной форме.(Зимняя, 2021) Настольные игры могут быть направлены на изучение лексики и грамматики, а их командный формат развивает навыки взаимодействия между студентами.
Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и повышение учебной мотивации учащихся, они еще не нашли достаточно глубокого и основательного решения в методике преподавания предметов. В настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе не существует однозначной классификации игр. Говоря о классификации, следует отметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и российскими исследователями, занимавшимися проблемой игровых технологий. М. П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:
- игры-драматизации, основанные на исполнении сюжета, сценарий которого не является жестким каноном;
- игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в форме импровизации;
- игры, где выполняется конкретная задача познавательного характера;
- деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и отношений между различными уровнями управления и организации. (Пташкина, 2008)
Компьютерные игры также играют важную роль в процессе изучения языка. Например, такие платформы, как Kahoot! или Quizlet, позволяют создавать интерактивные тесты и задания, что помогает закрепить грамматические и лексические знания в игровой форме. Это особенно полезно при дистанционном обучении, где традиционные методы преподавания могут быть недостаточно эффективны.
Игровые технологии способствуют развитию у студентов коммуникативных навыков, которые являются ключевыми при изучении любого языка. В игровой среде студенты чаще взаимодействуют друг с другом, обсуждают игровые задачи и решают возникающие проблемы. Это способствует улучшению их навыков общения, что особенно важно при изучении русского языка, где необходимо не только знание грамматики и лексики, но и умение эффективно взаимодействовать в различных ситуациях.
Таким образом, игровые технологии становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Они не только способствуют повышению мотивации студентов к изучению русского языка, но и помогают развить важные для жизни и профессиональной деятельности навыки. Преподаватели, использующие игровые методики, создают условия для активного участия студентов в процессе обучения, что в конечном итоге улучшает результаты и формирует положительное отношение к изучению языка.
Библиографические ссылки
Аникеева М.П. Воспитание игрой. - M .; 2019.
Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. - Т.: «Фанватехнология». 2016 .- 85 с.
Газман О.С. Проблемы формирования личности школьника в игре // Педагогика и психология игры - Новосибирск, 2011.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - 2021, с. 15.
Кульневич С.В. Не обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. / C.В. Кульневич, Н.С. Сердюкова, Ростов-на-Дону: Изд: Учитель, 2001. – 176с.
Ливингстон К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - М., 1988 - с 22.
Пташкина, В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словом, разработки уроков / В.Н. Пташкина, К.Е. Виноградова, Т.М. Амбушева, О.В. Чурзина, В.П. Баскакова, О.А. Макарова, Л.И. Тареева, Е.Н. Попова. - Волгоград: Учитель, 2008 .-238 с.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга. Для воспитателей. Из опыта работы / Г.С.Швайко. - М.; Просвещение - с 64.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1991 – с. 25.
Опубликован
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Эльвира Минибаева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.