Роль мотивации в образовательном процессе и профессиональном становлении студентов

Авторы

  • Узбекский государственный университет мировых языков
Роль мотивации в образовательном процессе

Аннотация

В статье рассматривается мотивация как один из ключевых инструментов повышения успеваемости студентов в образовательных учреждениях. Автор анализирует мотивацию как сложное психологическое явление, определяющее направленность активности обучающихся. Особое внимание уделяется взаимосвязи мотивации с профессиональными планами студентов, а также влиянию социальных и технических факторов на их профессиональное становление.

Описывается значимость адаптационных процедур для первокурсников, которые сталкиваются с новыми формами учебной деятельности. Подчеркивается важность осознания студентами необходимости профессиональных знаний и навыков. Обсуждаются способы формирования устойчивой мотивации, включая организацию производственной практики, где теория и практика интегрируются для создания целостной системы знаний.

В статье представлены рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, направленные на развитие познавательных интересов студентов и обеспечение их активного вовлечения в учебную и профессиональную деятельность. Делается вывод о значимости совместных усилий преподавателей и студентов в формировании учебных и профессиональных мотивов, что способствует успешной адаптации обучающихся и их профессиональному росту.

Ключевые слова:

образование мотивация студент профессиональная деятельность

 Мотивацию можно рассматривать как один из инструментов, позволяющих повысить успеваемость студентов, обучающихся в настоящее время.
Направленность активности рассматривается в мотивации как достаточно сложное психологическое явление. Мотивация позволяет ориентировать студентов на то, чтобы были достигнуты соответствующие результаты. Важным будет процесс ведения самой деятельности (обучение, работа на производстве) (Кострова & Львович, 2002). Такая деятельность должна приносить для людей удовольствие.

Должно быть управление мотивацией, так как если оно уходит, то будут потеря целей. Мотивация в образовательном процессе характеризуется многогранной структурой, если говорить о содержании и формах.

Показатели обучения студентов могут быть хуже или лучше, это определяется тем, есть у них желание к тому, чтобы в дальнейшем были применены полученные знания. Они планируют работать в рамках специальности диплома, хотят получать большую зарплату, достигать хорошего положения в обществе и др. Мотивация может касаться каждой из указанных компонентов, может быть большое значение и, в зависимости от того, какие конкретные условия, это определяет то, как действуют конкретные обучающиеся. Есть ли мотивация студентов для изучения каких-то учебных дисциплин и курсов, с точки зрения их необходимости для профессиональной деятельности?

Мотивация может быть сформирована как при помощи соответствующих организационных структур, которые будут влиять на поведение студентов, так со стороны самих студентов. Когда студенты осуществляют выбор определенных обучающих курсов, то это может привести в итоге к тому, что будут изменяться учебные мотивы и, потом, изменяться и конечные цели в обучении. Это можно увидеть, например, когда осуществляется очень качественное преподавание учебных курсов, при этом идет изменение профессиональных планов обучающихся, при выборе ими профессий или специальностей (Преображенский, Преображенская, & Львович, 2013; Львович, 2007). Важно понимать, что студенчество может быть проанализировано как определенная общность людей, причем она существует уже в течение нескольких столетий. В такую общность входят люди, которые целенаправленным, систематическим способом овладевают профессиональными умениями и знаниями (Львович & Недосекин, 2013; Львович & Михель, 2014).

Кроме этого, если говорить об осознанном выборе будущей профессиональной деятельности, то степень представления студентов о своих будущих профессиях связана с тем, как они будут относиться к учебным процессам. Положительная мотивация определяет предпосылки к готовности студентов к исполнению познавательных действий. Базой для того, чтобы формировались познавательные мотивы являются познавательные интересы, которые определяются эмоциональными состояниями обучаемых, существованием у них положительных эмоций. Когда студенты на первом курсе приходят в вуз, то они встречаются с тем, что есть новые для них формы организации учебной деятельности. Но они пока не совсем представляют свою будущую профессиональную деятельность. Поэтому могут появляться проблемы, связанные с тем, как осуществляется формирование у них мотивов по разным типам деятельности. Студенты еще не понимают важность профессиональных знаний, умений и навыков. Необходимо осуществлять адаптационные процедуры при вовлечении обучающихся в активную практическую деятельность. Тогда будет идти формирование представлений о профессиональной деятельности и путей своего движения к совершенствованию.

В вузах на то, как происходят процессы профессионального становления обучающихся, оказывают большое влияние социальные и технические факторы. Если есть освоение рабочей профессией, то профессиональные знания, навыки и умения усваиваются наилучшим образом. Тогда и мотивация будет устойчивой, как к учебной, так и профессиональной деятельности. Но нельзя искусственно упрощать эту профессию, видеть в ней лишь только то, что нравится. Мы рассматриваем, например, высшее образование, а студентам видится то, в их работе, что, на самом деле, соответствует компетенциям выпускников колледжей, или компетенциям студентов совершенно других специальностей. Необходимо, чтобы педагоги осуществляли ориентирование студентов, объясняли им требования по той специальности, которую они осваивают. В ходе обучения в вузе у студентов могут быть производственные практики, которые проходят на предприятиях. Обучение на производстве осуществляется исходя из того, какая логика производственных процессов. Выдвигаются требования к квалификации и соответствующей системы знаний, умений и навыков, приобретается опыт самостоятельной деятельности. В ходе обучения на производстве необходимо, чтобы:

  • обучение соответствовало требованиям производства;
  • поддерживалась необходимая последовательность обучения;
  • обеспечивалась практическая направленность обучения;
  • было соответствие требований и уровня подготовки обучающихся;
  • поддерживалась наглядность, в том числе за счет использования технических средств;
  • обучающиеся были активны, сознательным образом стремились к обучению,
  • знания, умения и навыки прочным образом усваивались;
  • было стремление к повышению квалификации, быстрым образом осваивались технические средства;
  • обучение было модульным, студенты могли самостоятельным образом проводить работы с учебными программами;
  • разрабатывались дидактические материалы и материальная база.

Материальные средства и условия оказывают большее влияние на производственное обучение, чем на теоретическое. Но, нельзя умалять значимость последнего. Студенты иногда стремятся именно к практике, не усвоив уверенно базовые теоретические положения, считая теорию скучной и т. д. Необходимо, чтобы педагоги объясняли важность теоретических положений. Мотивация обучающихся не должна уменьшаться. В ходе производственного обучения студенты постепенным образом мотивируются к последующей профессиональной деятельности. Студенты становятся более профессиональным образом самостоятельными. У них будет возникать соответствующая целостная система знаний, умений и навыков. Это определяется тем, что формируются условия для того, чтобы применялись полученные теоретические знания на практике. Мотивация в процессах обучения основывается не только на научной организации труда преподавателей, но и научной организации учебной деятельности обучающихся.

Библиографические ссылки

Кострова, В. Н., & Львович, Я. Е. (2002). Моделирование управления образовательной системой вуза. Профессиональное образование, №7, 28.

Преображенский, Ю. П., Преображенская, Н. С., & Львович, И. Я. (2013). Некоторые аспекты информатизации образовательных учреждений и развития медиакомпетентности преподавателей и руководителей. Вестник Воронежского государственного технического университета, 9(5-2), 134–136.

Львович, Я. (2007). Реформирование образования: опыт региона. На родное образование, №1, 69–75.

Львович, Я. Е., & Недосекин, Д. А. (2013). Оптимизация перераспределения инвестиций на развитие ИКТ в регионе с использованием экспертных знаний. Вестник Воронежского государственного технического университета, 9(4), 82–83.

Львович, Я. Е., & Михель, А. А. (2014). Оптимизационное моделирование ресурсоэффективности системы высшего образования по результатам мониторинго-рейтингового оценивания. Экономика и менеджмент систем управления, 11(1-1), 144–149.

Черников, С. Ю., & Корольков, Р. В. (2014). Использование системного анализа при управлении организациями. Моделирование, оптимизация и информационные технологии, №2 (5), 16.

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Гулноза Нарбаева ,
Узбекский государственный университет мировых языков

доктор философии по филологическим наукам (PhD), и.о. доцент

Как цитировать

Нарбаева , Г. (2025). Роль мотивации в образовательном процессе и профессиональном становлении студентов. Лингвоспектр, 1(1), 239–242. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/341

Похожие статьи

<< < 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.