Роль инновационных методов в получении специализированных знаний по словообразованию русского языка
Аннотация
Тезис посвящен изучению использования интерактивных методов при изучении неморфологических способов русского словообразования. В ней в системной форме демонстрируется преимущество интерактивных методов обучения, являющихся требованием времени.
Ключевые слова:
система образования инновационные технологии интеллектуальные способности способы словообразования интенсификация обученияВ настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Данный процесс диктует кардинальные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, что связано с значительными изменениями в содержании технологий образования, и способствует гармоничному вхождению студентов в постиндустриальное общество.
«Для современного образования во всём мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающего, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий»[1].
Опираясь на данные исследовательского опыта, которые связаны с оцениванием роста интеллектуальных способностей личности, педагоги работают над усовершенствованием методов мыслительных процессов. Все эти нововведения в большинстве своём связанны с инновационными методами в образовании. Вопросы оптимизации и интенсификации обучения остаются одним из приоритетных направлений в образовании.
Педагогическая деятельность в жизни общества всегда занимала значимое место. Основной целью обучения студентов в вузе является прививание им специализированных знаний, умений и навыков, конечным результатом которой является подготовка высококвалифицированных специалистов.
Вызовы современности заставляют переосмыслить сам процесс обучения, взять за основу принцип развития активности учащихся, направляемый учителем-преподавателем. Всё это подразумевает цель обучения, выражаемая в воспитании высококвалифицированных кадров, наделённых повышенной эрудицией и абсолютными знаниями своей специализации.
В русском языке постоянно появляются новые слова. И одним из основных источников пополнения русской лексики является словообразование, в котором неморфологический способ образования новых слов занимает одно из ведущих мест. Это закономерное явление связано, прежде всего, с потребностью носителей языка называть новые предметы, явления и понятия, которые, в свою очередь, концептуализируются в сознании носителей языка.
Термин «словообразование» употребляется в двух значениях: для обозначения словообразовательного строя и для обозначения соответствующего раздела языкознания.[2]
Актуальным при этом остается использование интерактивных методов обучения, с соответствующим поиском возможностей раскрытия внутреннего интеллектуального потенциала индивида.
Современное образование, стремительное развитие педагогических технологий предъявляют педагогу новые требования: использование инновационных методов обучения.
Не будет преувеличением утверждение о том, что каждый прогрессивный преподаватель, обучающий способам словообразования в русском языке, ставит перед собой задачи, касающийся роста интереса учащихся к получению специализированных знаний и повышения активности студентов в деле усвоения русской лингвистики.
Целью при этом является теоретическое обоснование и методическая разработка использования интерактивных методов при изучении способов русского словообразования. Данная цель формирует задачи, которые необходимо выполнить. Исследовательские задачи выражаются в использование интерактивных методов при изучении неморфологических способов русского словообразования. Они должны раскрыть преимущество интерактивных методов обучения и установить интенсивный процесс взаимообмена, взаимодополнения содержательной стороны образования, где направляющую роль, безусловно, играет преподаватель.
Понятие «способ словообразования» в синхронном и в диахроническом словообразовании имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) образовано производное слово; в синхронном словообразовании оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается деривационное (словообразовательное) значение производного слова.
Обычно называют четыре способа словообразования и определяют их следующим образом:
- лексико-семантический — образование нового слова в результате изменения значения уже существующего слова; ср., напр. кулак и кулак (богатый крестьянин);
- лексико-синтаксический — создание нового слова из словосочетания в результате объединения двух или более слов, например сумасшедший (из с ума сшедший);
- морфолого-синтаксический — возникновение нового слова в результате перехода слова или отдельной словоформы в другую часть речи, например: батюшки! — междометие (из формы множественного числа существительного), благодаря – предлог (из формы деепричастия глагола благодарить);
- морфологический — образование производного слова в результате присоединения словообразовательных (деривационных) аффиксов к производящей основе, например: барабан — барабанщик, конфета — конфетный, ехать — при-ехать[3].
Подобное определение способов словообразования относится к диахроническому словообразованию.
При этом необходимо отметить, что для синхронного словообразования относится прежде всего тот способ словообразования, который принято называть морфологическим.Он включает основное многообразие производных с синхронной точки зрения слов. Однако термин «морфологическое словообразование» не передает точно содержание обозначаемого понятия и содержит ненужные ассоциации с термином «морфология». Более точно, на наш взгляд, соответствующие понятия выражает термин «аффиксальное словообразование». Синхронное понимание этого термина таково: способ словообразования, в котором средством выражения деривационного значения производного слова является аффикс (или аффиксы).
Интенсификация обучения – это передача большего объёма учебной информации учащимся при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности. Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования содержания учебного материала и методов обучения.
Интенсификация обучения подразумевает проведения комплекса педагогических мероприятий, первостепенными из которых являются:
- совершенствование форм и методов обучения;
- совершенствование учебно-материальной базы с новым подходом в их использовании;
- обобщение и внедрение передового опыта обучения.
Опираясь на вышеизложенное необходимо отметить, что анализ опыта обучения русскому языку показал, что данная система обладает возможностями совершенствования, обусловленная применением современных технологий обучения. В настоящее время привлечение в педагогической практике модульных и инновационных педагогических технологий является эффективным средством для повышения уровня образования.
«Сегодня технологий достаточно много и будущему учителю необходимо знать принципы использования данных технологии, чтобы иметь возможность выбирать те, которые соответствуют особенностям его мировоззрения и опыту работы»[4].
Инновационная деятельность в образовании как социально значимая практика, направлена на нравственное самосовершенствование человека. Она имеет первостепенное значение в том отношении, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
Под инновационными педагогическими технологиями обучения мы понимаем систему вариативных педагогических технологий, способствующих эффективному усвоению большого объема знаний за отведенное время и обеспечивающих достижение заранее спроектированных результатов на основе воздействия и взаимодействия субъектов деятельности.
Немаловажным фактором при этом является: «…педагогические коллективы имеют возможность самостоятельно выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, в том числе авторской. Появляются новые современные педагогические технологии, в которых необходимо ориентироваться учителю, руководителю. Специалист в настоящее время должен быть педагогически грамотным, разбираться в арсенале педагогических технологий»[5].
Выделяют следующие виды инновационных занятий:
- исследовательское;
- дифференцированное обучение;
- на основе проектной деятельности;
- занятия, в основе которых лежит самостоятельная деятельность учащихся;
- занятия тренинги и др.
Одним из принципиальных положений инновационной методики является глобальное введение большого по объему речевого материала, не объясненного с точки зрения грамматики.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что инновационные методы обучения являются требованием времени. Прогресс не терпит застоя и педагогика, как рупор, лучших развивающих идей в области образования должна способствовать внедрению и развитию прогрессивных методов обучения. Это, несомненно, отразится на улучшении образовательной базы, которая будет проявляться квалифицированностью выпускаемых кадров.
Библиографические ссылки
Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. – Т. «Fan va texnologiya», 2016. – 296 с.
Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. – М., 2008. – 250 с.
Бодалев А.А. Личность и общение // Избранные труды. – М., 1983.– 340 с.
Вихрова И.Д. Русский язык. Учебное пособие. Ташкент., 2012. – 250 с.
Гуслова М.Н., Инновационные педагогические технологи. М., 2013. – 288
Гарипова С.В. Инновационная деятельность педагога в учреждении дополнительного образования. Тамбов, 2018. – 24
Земская Е.А. Современный русский язык// Словообразование. М., 2011. – 328
Ишлинский А.Ю. Новый политехнический словарь. – М., 2000. – 312 с.
Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения или как интересно преподавать: Учебное пособие. А, 2009. – 345 с.
Опубликован
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Е.Б. Шерибаев

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
