Методические принципы работы педагога по здоровьесбережению учащихся в образовательных учреждениях

Авторы

  • Южно-Казахстанский университет имени Мухтара Ауэзова
Методические принципы работы педагога по здоровьесбережению учащихся в образовательных учреждениях

Аннотация

В статье анализируется роль учителя в улучшении здоровьесберегающих мероприятий для учащихся в образовательном процессе на основе научно-теоретических основ создания здоровой личности на всех уровнях системы непрерывного образования, включая дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее образование. Цель проведения исследования заключается в формировании гармонично развитой и здоровой личности, которая легко приспосабливается к изменяющимся условиям современного мира, отмечающего процессы глобализации, цифровизации и модернизации образования. В связи с вышеизложенным необходимо изучить методологические принципы работы педагога в области сохранения здоровья и обеспечения безопасности жизни учащихся в учебном процессе.

Ключевые слова:

здоровье здоровьесбережение обучение непрерывное образование сознание среда деятельность методы технологии

Проблема здоровья является ключевой в философии, психологии и педагогике. В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья детей, и здоровьесбережение должно стать приоритетом в образовании, начиная с дошкольного возраста. Будущие специалисты должны обладать не только знаниями, но и пониманием, что профессионализм и ответственность способствуют развитию гармонично здорового ребенка.

До недавнего времени большинство воспитателей в дошкольных учреждениях имели лишь среднее специальное образование, что сказывалось на подготовке к формированию здоровья детей и воспитанию здорового образа жизни в важный период их развития.

Дошкольные организации должны обеспечивать охрану здоровья детей, формировать основы здорового образа жизни и развивать знания технологий для профессионального роста педагогов. Б.Н. Чумаков заявляет, что «здоровье человека – это наиболее важная ценность в жизни. Его нельзя приобрести ни за какие деньги; его следует беречь, защищать и развивать с раннего возраста, начиная с первых дней жизни ребёнка (Chumakov, 2000).

Деятельность по охране здоровья включает в себя прогнозирование, планирование, выполнение и мониторинг результатов работы сотрудников дошкольного образования (в состав которых входят администрация, педагоги, психологи, медицинский персонал) в сфере сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов в процессе обучения. Каждый профессионал помогает формировать комфортную и безопасную образовательную атмосферу, способствуя всестороннему развитию и воспитанию детей, а также их физическому, психическому и нравственному благополучию.

Медицинская энциклопедия определяет здоровье как состояние физического, психического и духовного благополучия. Психическое и духовное здоровье молодежи зависит от воздействия окружающей среды и несоблюдения норм в межличностных отношениях и образовании.

Студенты различных факультетов приобретают здоровьесберегающие знания через лекции, практические занятия и семинары, а также уделяют внимание самостоятельному обучению, знакомясь с литературой и используя интернет для создания мультимедийных презентаций.

Это формирует базу для развития начального мышления малышей по этим темам. В процессе исследовательской работы мы разработали иерархию формирования готовности учащихся к здоровьесбережению, которая включает в себя мотивацию учащихся к здоровьесберегающим практикам, обеспечение знаний, навыков и умений в области здоровьесбережения, а также развитие здоровьесберегающего мышления (мыслительных операций) и осознания (информированности), что требует создания и реализации здоровьесберегающей среды. Составлены необходимые схемы. Проанализируем особенности каждого из этих компонентов (Рис. 1).

Рис. 1. Иерархия формирования готовности учащихся к здоровьесбережению

 

Мотивация учащихся на здоровьесбережение служит основой для формирования у них готовности к этой деятельности. Для достижения этой цели требуется проинформировать студентов о важности здоровья детей дошкольного возраста, ознакомить с основами сохранения здоровья и безопасности, обеспечив возможности для самостоятельного изучения материалов по охране здоровья.

Обеспечение знаний, навыков и умений в области здоровьесбережения осуществляется при достижении:

  • необходимых знаний о физическом, умственном и социальном благополучии детей раннего возраста;
  • умений определять факторы, влияющие на здоровье детей в дошкольном возрасте;
  • развитие умений по организации здоровьесберегающей деятельности в детских садах.

Здоровьесберегающее мышление у студентов развивает аналитические и мыслительные операции для принятия решений о здоровье, включая анализ информации, интеграцию знаний, безопасность жизнедеятельности и оценку оздоровительных мероприятий.

Здоровьесберегающее сознание студентов формируется через обсуждение проблем здоровья дошкольников, изучение опыта педагогов в этой сфере и организацию саморефлексии по вопросам сохранения здоровья.

Предложенная схема формирования готовности учащихся к здоровьесбережению представляет собой важный шаг в подготовке будущих воспитателей. Этот подход не только способствует эффективности образования в высших учебных заведениях, но и может быть применен в дошкольных учреждениях. Развитие компетенций в обеспечении безопасности и здоровья критично для формирования культуры безопасности у педагогов, улучшая качество образования и воспитательного процесса. Интеграция схемы в программы вузов углубить знания и навыки студентов.

Современные исследования сосредоточены на здоровьесберегающих технологиях в образовании, анализируя зависимость между здоровьем и учебной нагрузкой во всех типах учебных заведений, что позволяет развивать основы здоровьесберегающей образовательной среды (Madzhuga & Sinitsina, 2014).

Анализ результатов исследований показывает, что здоровье человека зависит от наследственности, социальной среды, экологии и природно-климатических условий, а также возраста.

Дети 6-7 лет физически активны, выполняют разнообразные физические активности, имеют хорошую координацию и целеустремленность. Они изобретательны, регулируют движения с помощью чувств, соблюдают личную гигиену, знают основы здорового образа жизни и соблюдают правила безопасности (Petrov, 2005).

Дети, не обладающие произвольным контролем над своим поведением, испытывают трудности в адаптации к дошкольным учреждениям, что приводит к нервному перенапряжению. На школьном этапе учащиеся сталкиваются с «школьным стрессом», который негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Исследования показывают, что ученики начальной школы работают около 12 часов в день, а старшеклассники – 14-16 часов. Возможные решения включают увеличение уроков физкультуры (не менее трех часов в неделю), изменение содержания уроков, проведение физических мероприятий между уроками и создание условий для занятий спортом после уроков, что можно считать здоровье-созидающими технологиями, которые поддерживают здоровье учащихся.

На этапе среднего профессионального образования учащиеся осваивают профессию и знания по технике безопасности для предотвращения травм и заболеваний.

Обучение в высших учебных заведениях, особенно для педагогических специальностей, требует от будущих специалистов умения сохранять здоровье. Профессия преподавателя сопряжена с высоким психическим и эмоциональным стрессом, поэтому важно заботиться о здоровье школьников и студентов в условиях реформ образования и цифровизации. Государство активно заботится о сохранении здоровья молодежи. Выпускники вузов станут специалистами в различных сферах экономики, труда и культуры, и общество заинтересовано в защите их физического, психического и духовного здоровья от негативных факторов.

Внедрение оздоровительных методик возможно лишь при подготовленности обучающихся к педагогической деятельности. Современные преподаватели сталкиваются с дисбалансом в социальном интеллекте и здоровье, что отражает негативные молодежные тенденции. Устранить их можно через повышение интереса к спорту и доверительные отношения между педагогами и студентами (Demidov, 2017).

Необходимость популяризации новых оздоровительно-физкультурных технологий в физическом воспитании студентов направлена на привлечение молодежи к здоровому образу жизни, повышение двигательной активности и улучшение физического состояния с помощью фитнес программ.

Вузам необходимо внедрять инновационные образовательные технологии, учитывая их влияние на здоровье обучающихся, с целью улучшения физического, психического и интеллектуального состояния школьников.

Инновации в образовании включают новые методы и технологии, что часто вызывает стресс у студентов. Этот стресс делится на информационный и эмоциональный. Основные источники информационного стресса – это Интернет, лекции, семинары и общение. Студенты испытывают трудности в обработке информации и переключении между видами деятельности, что приводит к дополнительным нагрузкам и требует значительных усилий.

Проблема сохранения здоровья студентов требует использования здоровьесберегающих технологий в вузовском обучении, что обуславливает необходимость подготовки преподавателей для обеспечения здоровья студентов. Внедрение инновационных технологий способствует мотивации студентов к обучению и сохранению здоровья на протяжении учебы.

Согласно данным, здоровьесберегающее мышление способствует психогигиене межличностных отношений, улучшая качество жизни, предотвращая болезни, увеличивая эмоциональное благополучие, жизненную активность, самосознание и социальные навыки, включая командную работу, эмпатию и уважение.

Создание здоровьесберегающей среды является ключевым фактором для формирования межличностной психологической гигиены и эффективного развития личности. Общение должно быть доброжелательным, так как грубый и пренебрежительный тон может вызвать психологические травмы, особенно у чувствительных людей. Проблемы с психическим здоровьем могут усугубляться у пожилых, что приводит к межличностным конфликтам из-за уменьшения работоспособности и внимания. Важно учитывать, что психическое здоровье в семейной жизни играют значительную роль в отношениях между поколениями, что влияет на молодежь. Психическое здоровье также существенно влияет на социально-психологическое и профессиональное развитие через образовательный процесс, где проявляются различные межличностные отношения. Следовательно, разработка методологии работы педагогов по охране здоровья в обучении усиливает здоровье и качество образования будущего

 

Библиографические ссылки

Chumakov, B.N. (2000). Valeologiya (2­ye izd.). Moskva: Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii.

Demidov, P.V. (2017). Formirovaniye zdorov’yesberegayushchey kompetentnosti na urokakh fizicheskoy kul’tury na osnove lichnostno ­oriyentirovannogo podkhoda.

Kamariddinovna, M. E. (2024). DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION. Western European Journal of Linguistics and Education, 2(4), 66-70.

Madzhuga, A.G., & Sinitsina, I.A. (2014). Zdorov’yesozidayushchaya pedagogika: teoriya, metodologiya, opyt, perspektiva razvitiya. Moskva: Lotos.

Moydinova, E. (2024, June). EFFECTIVE STRATEGIES FOR TEACHING IN THE DIGITAL AGE. In Fergana state university conference.

Petrov, V.O. (2005). Zdorov’yesberegayushchiye tekhnologii v rabote uchitelya fizicheskoy kul’tury. Diss. kand. ped. nauk. Rostov-na-Donu.

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Махкамбай Артыкбаев ,
Южно-Казахстанский университет имени Мухтара Ауэзова

Кандидат педагогических наук, доцент

Как цитировать

Артыкбаев , М. (2025). Методические принципы работы педагога по здоровьесбережению учащихся в образовательных учреждениях. Лингвоспектр, 4(1), 19–23. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/258

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)