Межкультурная интерференция в речевом поведении узбекских студентов при изучении немецкого языка

Авторы

  • Узбекский государственный университет мировых языков
Межкультурная интерференция в речевом поведении узбекских студентов при изучении немецкого языка

Аннотация

В статье представлены результаты комплексного исследования межкультурной интерференции в речевом поведении узбекских студентов при изучении немецкого языка. Теоретический анализ выявил значительные различия между узбекской и немецкой лингвокультурами по параметрам дистанции власти, индивидуализма/коллективизма, контекстуальности коммуникации. Эмпирическое исследование с участием 86 студентов позволило систематизировать типичные проявления интерференции на прагматическом, дискурсивном, стилистическом и невербальном уровнях. Установлена корреляция между культурными установками студентов и особенностями их речевого поведения. Выявлено влияние осведомленности о культурных различиях и опыта межкультурного общения на преодоление интерференции. Разработаны методические рекомендации, включающие принципы создания учебных материалов, систему упражнений и методику работы с аутентичными материалами. Предложенная комплексная модель формирования межкультурной компетенции направлена на преодоление коммуникативных барьеров и повышение эффективности обучения немецкому языку в контексте диалога культур.

Ключевые слова:

межкультурная интерференция речевое поведение узбекские студенты немецкий язык культурные различия коммуникативные сбои лингвокультура межкультурная компетенция методика преподавания иностранных языков.

Библиографические ссылки

Byram, M. (1997). Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters.

Hall, E. T. (1989). Beyond culture. New York: Anchor Books.

Hofstede Insights. (2021). Country comparison tool. https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/germany,uzbekistan/

Hofstede, G. (2011). Dimensionalizing cultures: The Hofstede model in context. Online Readings in Psychology and Culture, 2(1), 1-26.

Kувватов, С. И. (2024). Особенности формирования эстетического воспитания в узбекской махалле. Журнал Тамаддун Нури, 5(56), 458-462. https://doi.org/10.69691/2y9zkr25

Roche, J. (2005). Fremdsprachenerwerb - Fremdsprachendidaktik. Tübingen: UTB.

Байрам, М. (1997). Обучение и оценка межкультурной коммуникативной компетенции. Клеведон: Multilingual Matters.

Вайнрайх, У. (1979). Языковые контакты: состояние и проблемы исследования. Киев: Вища школа.

Гальскова, Н. Д. (2006). Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. Москва: Академия.

Елизарова, Г. В. (2005). Культура и обучение иностранным языкам. Санкт-Петербург: КАРО.

Зимняя, И. А. (1991). Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение.

Карасик, В. И. (2002). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена.

Красных, В. В. (2002). Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Москва: Гнозис.

Леонтьев, А. А. (1999). Основы психолингвистики. Москва: Смысл.

Мойдинова, Э. К. (2021). Особенности профессиональной компетентности будущих учителей узбекистана. Экономика и социум, (1-2), 241-245.

Муминова, А. А. (2015). Узбекский речевой этикет: сен (ты), сиз (вы, вы). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, (3), 95-103.

Пассов, Е. И. (1991). Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение.

Пашкова, М. Н. (2015). Невербальные средства коммуникации в межкультурном общении. Вестник МГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2), 196-212.

Прохоров, Ю. Е. (2008). Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. Москва: ЛКИ.

Сафаров, Ш. (2008). Прагмалингвистика. Ташкент: Узбекистан.

Сафонова, В. В. (2004). Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Москва: Еврошкола.

Таджибаева, А. (2023). Проблемы психолингвистического исследования узбекского языка: комплексный обзор. Общество и инновации, 4(9/S), 280-289.

Тер-Минасова, С. Г. (2008). Язык и межкультурная коммуникация. Москва: Слово.

Шварц, Ш. (2011). Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 8(2), 36-67.

Щукин, А. Н. (2011). Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Москва: Икар.

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Севара Зияева ,
Узбекский государственный университет мировых языков

д.пед.н., доцент

Как цитировать

Зияева , С. (2025). Межкультурная интерференция в речевом поведении узбекских студентов при изучении немецкого языка. Лингвоспектр, 3(1), 330–347. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/540

Похожие статьи

<< < 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.