Использование интерактивных технологий в обучении русскому языку как иностранному в вузах Узбекистана
Аннотация
Использование интерактивных технологий в обучении русскому языку как иностранному в вузах Узбекистана» раскрывает сущность и классификацию наиболее продуктивных методов работы с применением интерактивных методик в рамках обучения русскому языку как неродному. Доказывается обязательная профессиональная ориентация текстового материала. Приводятся эффективные технологии, интерактивные методики, графические и схематические органайзеры.
Ключевые слова:
Интерактивные технологии обучение русскому языку как иностранному вузы Узбекистана продуктивные методы интерактивные методики профессиональная ориентация текстовый материал эффективные технологии графические и схематические органайзерыПредметом исследования принят процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время традиционные методы зачастую не обеспечивают необходимую практику и вовлеченность, что приводит к снижению интереса студентов. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся.
Практическая значимость ВПР выражается в следующем: материалы и результаты исследования могут быть использованы на лекционных и практических занятиях дисциплин «Методика преподавания русского языка», «Новые педагогические технологии».
В работе приводятся фрагменты занятий по русскому языку с применением инновационных педагогических технологий и интерактивных методик (Кластер, Синквейн, Творческая мастерская и др).
- Ключевые слова: интерактивный метод, творческий подход, педагогическая технология, Аквариум, Кейс, Тренинг, Кластер, Синквейн.
Каждому этапу эволюции общества присущи уникальные методы и содержание образовательного процесса, предназначенные для передачи молодому поколению совокупности знаний, умений и культурных традиций.
В XXI веке возрастает спрос на выпускников, способных применять вероятностное мышление и эффективно действовать в непривычных обстоятельствах. Это обуславливает срочность внесения инновационных методов и современных педагогических технологий в образовательный процесс высших учебных заведений.
Интерактивное образование представляет собой сложную систему взаимодействия между преподавателем и студентами, которая строится на принципах диалога. Эффективное участие требует не просто способности слушать, но и умения воспринимать информацию, не только говорить, но и достигать взаимопонимания.
Сохраняя главные цели и сущность образовательного процесса, интерактивное обучение трансформирует стандартные подходы в диалоговые, опирающиеся на взаимопонимание и сотрудничество.
Эффективность интерактивных методов обучения высока благодаря стимуляции сильной мотивации, индивидуализации процесса обучения, обеспечивая простор для творческого самовыражения студентов. Это обеспечивает более глубокое усвоение материала, поскольку знания приобретаются студентами самостоятельно и осознанно.
Через интерактивные техники студенты, изучающие русский язык как иностранный или неродной, могут раскрыть свои потенциалы, что способствует повышению самооценки и уверенности в себе.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.[1]
Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель – ученик, ученик – ученик. При этом учитель и ученик – равноправные, равнозначные субъекты обучения.
В интерактивном обучении изменяется механизм взаимодействия. Происходит смещение активности преподавателя к активности студентов.
К игровым технологиям интерактивного характера относятся: тренинги, кейс-метод, ролевые игры. Участие в тренингах и играх – одна из возможностей освоения сложных форм мышления на разных уровнях решаемой проблемы. Игровые технологии позволяют освоить практически приемы и стратегии делового взаимодействия. Именно в игре участникам открываются новые смысловые связи, распознать которые – основная задача интерактивного обучения.[2] Рассмотрим некоторые игровые технологии:
Тренинг-фотография, задача которого состоит в выявлении словосочетаний или фраз, используемых в определенных ситуациях.
Тренинг-обогащение. Данный вид тренинга имеет много разновидностей. Независимо от конкретно выбранного варианта результатом тренинга-обогащения будет обогащенный набор выражений, которые могут использоваться в коммуникативных ситуациях.
Тренинг-тренировка. Назначение этого тренинга состоит в том, чтобы «ввести» необходимые словосочетания в лексикон обучаемого для последующего использования в практической работе. Для обогащения можно использовать где-то и как-то услышанные или прочитанные словосочетания.
«Аквариум». Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре аудитории, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают заметки. После публичного выполнения задания учащиеся обсуждают его в дискуссии.
«Два, четыре – вместе». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обсуждают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса.
«Микрофон». Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по вопросу или проблеме. По аудитории пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший «микрофон», четко и лаконично излагает свою мысль и вывод.
В течение всего практического занятия целесообразно заполнить таблицу З/Х/У. Данный вид работы позволяет учащимся очертить круг имеющихся знаний и выявить эффективность процесса получения новой информации.
Прием «Кластер» (графический систематизатор). Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок», «созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием «Сочинение синквейна». Применяется для «присвоения» новой информации. Синквейн — это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.
Синквейн строится по следующей методике:
1 строка – тема, которая называется одним словом (существительным);
2 строка – это описание темы из 2-х слов (прилагательных);
3 строка – это описание действия в рамках этой темы, состоящее из 3-х слов.
4 строка – это фраза из 4 – слов, показывающая отношение к теме.
5 строка – это синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.
КЕЙС-МЕТОД. В последнее время активно используется метод ситуационного обучения (кейс-метод) – метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Таким образом, хочу отметить, что использование на занятиях русского языка как иностранного интерактивных технологий, в частности ролевых игр, дебатов, дискуссии, является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗов, что в данной работе опытным путем (опираясь на результаты педагогической практики) будет в дальнейшем доказано. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Библиографические ссылки
Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1984.
Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – Изд.4-е.– М.: Дело, 2002. - 480 с.
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – 4-е изд. – М.: Дело, 2002. - 480 с.
Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии в подготовке учителя. – Т., 2000.
Опубликован
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Дилрабо Рахимов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
