Роль инновационных технологий на уроках русского языка при изучении глагола в школах с узбекским языком обучения

Авторы

  • Джизакский государственный педагогический университет
Роль инновационных технологий на уроках русского языка при изучении глагола в школах с узбекским языком обучения

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей применения инновационных методов в процессе изучения глагола в иноязычных направлениях. Особое внимание уделяется изучению учащимися морфологических признаков глагола с использованием инновационных технологий.

Ключевые слова:

инновация метод информация презентация технология глагол словарная карта

Изучение русского языка – это многогранный и сложный процесс, требующий всестороннего освоения различных грамматических конструкций, среди которых важную роль играют глаголы. Глагольные формы в русском языке отличаются разнообразием: они включают время, вид, спряжение, залог и наклонение, что создает определенные трудности как для носителей языка, так и для изучающих русский как иностранный.

Квалифицированный преподаватель нацелен на то, чтобы ученики участвовали в занятиях активно, проявляли креативный подход к материалу и стремились к новым знаниям. Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы вовлечь учащихся в процесс обучения. В этой статье мы проанализируем, что представляет собой инновационное обучение и какие его ключевые характеристики.

Слово «инновация», происходящее от латинского, переводится как «новшество». Технология представляет собой набор методов, применяемых для достижения определённой цели, включая способы работы, режимы и последовательность действий.

Инновационные технологии делают процесс обучения различным категориям глаголов в русском языке более интересным, эффективным и доступным. Применение разнообразных игровых методик, проектной деятельности, мультимедиа и других ресурсов не только улучшает усвоение материала, но и развивает практические навыки общения. Эти методы способствуют активному участию студентов в учебном процессе, создают проблемные ситуации, которые способствуют развитию креативного мышления. В результате учащиеся получают более глубокое и полное понимание языка, что в конечном итоге способствует успешному овладению русским языком.

Использование цифровых технологий, интерактивных платформ и современных методик преподавания помогает более эффективно воспринимать сложные грамматические категории, такие как глаголы.

Новые методы изучения глаголов содействуют не только эффективному запоминанию грамматических правил, но и их практическому применению, что особенно актуально в условиях быстро меняющейся образовательной среды, нацелен на развитие навыков самосовершенствования, самопознания и умения находить решения самостоятельно, а также на взаимодействие в новых условиях.

На уроках можно эффективно применять различные методы и приёмы, такие как:

- нестандартное начало занятия (эпиграф, загадка, музыкальная вставка);

- организация и разрешение проблемных задач, создание ситуаций, требующих решения;

- исследовательская деятельность (подготовка презентаций, создание видеороликов, написание рефератов);

-организация групповой работы, работа в парах, работа в малых группах;

Инновационный подход в обучении позволяет строить учебный процесс таким образом, чтобы уроки были интересны обучающимся.

Ключевым аспектом развития образовательных систем является эффективное управление инновациями. Применение новых информационных технологий способствует:

- повышению мотивации к учению;

- развитию творческих способностей личности;

- устранению пробелов в знаниях и поддержке учащихся с низкой успеваемостью;

индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Русский глагол представляет собой одну из основных и наиболее сложных грамматических категорий. Глаголы передают действие, состояние либо процесс и обладают множеством признаков, включая вид, время, залог, наклонение и формы спряжения. Эти грамматические параметры находятся в тесной связи с другими элементами русского языка, такими как система падежей и синтаксические конструкции.

Русские глаголы изменяются по лицам и числам, что также вызывает трудности у учащихся. Русский язык имеет два основных типа спряжений, каждое из которых отличается своими окончаниями в зависимости от лица и числа.

         Одним из эффективных методов при изучении спряжения глагола или времени глагола является метод Диаграмма Венна, который позволяет наглядно отображать схожести и различия между различными формами и категориями.

Вот как можно применить этот метод:

         Определите группы: Выберите две или более группы глаголов для анализа, такие как глаголы с различными окончаниями (I, II спряжение) или для разных времён (настоящее, прошедшее, будущее).

Создайте диаграмму: Изобразите две (или более) пересекающиеся окружности, где каждая из них будет представлять отдельную группу.

Заполните окружности:

В каждую окружность впишите примеры глаголов, относящихся к соответствующей группе.

В область пересечения внесите глаголы с общими характеристиками, например, имеющие одинаковые окончания в конкретном времени. Обсудите различия и сходства групп, что поможет лучше усвоить правила спряжения. Используйте созданную диаграмму для формирования предложений с каждым из глаголов, чтобы закрепить знания.

Таким образом, диаграмма Венна станет отличным средством для визуализации и анализа процесса изучения глагольного спряжения.

Также одним из эффективных методов при изучении глагола является презентация. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио и видеоматериалы. Ученик не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.

Презентация должна быть интересной и для учащихся, и для учителя. Каждый ученик должен сам готовить презентацию, так как при подготовки ученик получает больше информации, чем при просмотре готовой презентации, учится творчески подходить к каждой теме.

         Также на уроках литературы эффективно использовать метод «Словарная карта».

         При составлении словарной карты работа начинается с того, что ученик вписывает непонятное слово, какой-либо глагол, из изучаемого материала и номер страницы в центральный квадрат. Контекст (предложения или часть предложения, в котором фигурирует слово) вписывается в большой квадрат, расположенный прямо под ним. Уже опираясь на смысловые элементы исходного предложения, многие ученики начинают догадываться о значении слова. Это слово вноситься в большой квадрат верхней части карты, а в два маленьких квадрата в правой и левой ее части вписываются  имеющиеся  синоним и антонимы.

При создании словарной карты процесс начинается с того, что ученик записывает незнакомое слово или глагол из учебного материала и указывает номер страницы в центральном квадрате. Контекст, в котором появляется это слово (предложения или фраза), помещается в большой квадрат, расположенный непосредственно под ним. Опираясь на смысловые элементы первоначального предложения, многие ученики начинают догадываться о значении слова. Это слово записывается в верхний большой квадрат карты, а в два маленьких квадрата с правой и левой стороны вносятся синонимы и антонимы.

Такой подход не только побуждает ученика обращаться к своим предыдущим знаниям, но и способствует их обогащению. Для лучшего усвоения нового слова служит нижний маленький квадрат слева, в который записываются словосочетания или фразеологизмы, относящиеся к изучаемому слову. Это дает ученикам дополнительную возможность для размышлений и сопоставлений, исходя из их личного опыта и знаний.

 И наконец, на последнем этапе, ученики самостоятельно составляют предложение, которое вписывается в нижний большой квадрат.

Я склоняюсь к тому, что использование информационных технологий на уроках литературы, а также на занятиях по другим предметам, не просто допустимо, но и крайне важно. Мы существуем в информационном обществе, и, как заметил Б.Брехт: «Тот, кто владеет информацией, тот и управляет миром».

Библиографические ссылки

Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. Т.: «Фан ва технология» 2016 296 стр.

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие -М., 2000

Гаврилов М.В.Информатика и информационные технологии: учебник для студентов вузов - М.Гардарики, 2006 -С.364

Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. 2010.

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Дилфуза Очилдиева,
Джизакский государственный педагогический университет

Преподаватель

Как цитировать

Очилдиева, Д. (2024). Роль инновационных технологий на уроках русского языка при изучении глагола в школах с узбекским языком обучения. Лингвоспектр, 1(1), 206–209. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/64

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.