Учебные игры как средство изучения русской литературы студентами вузов

Авторы

  • Наманганский Государственный Педагогический Институт
Учебные игры как средство изучения русской литературы студентами вузов

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы применения игровых технологий на уроках русской литературы в высших учебных заведениях, которые способствуют развитию мотивации учащихся к изучению модуля и активизируют их познавательные способности.

Ключевые слова:

игровые технологии игра учебная игра литературное чтение профессиональная деятельность образовательная технология

Одной из ключевых задач высшего и среднего специального образования в Новом Узбекистане сегодня является формирование и развитие свободно мыслящего, творческого, активного, здорового высококвалифицированного специалиста посредством современно-образовательных программ.

Подготовка высококвалифицированных кадров возможна только при условии качественной профессиональной компетенции творческого, мыслящего, профессионально компетентного преподавателя, владеющего педагогическим мастерством и вооруженного новыми педагогическими технологиями.

Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев утверждает, что необходимо акцентировать внимание на воспитании молодежи, при этом «укреплять идеологический иммунитет студенческой молодежи, воспитывать у нее высокие нравственные и человеческие достоинства. [3,6] Мы должны больше общаться с молодежью, прислушиваться к ее мнению, знать, что ее волнует, и оказывать практическую помощь в решении проблем» [4,17], так как вышесказанное является приоритетной задачей образовательной системы нашей страны.

Современная образовательная, в том числе и  «литературная страна» требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. В русле этих поисков сегодня появился новый подход — интерактивная технология (inter - между, aktio - действие), к которой относятся и игровая.

Игровое обучение, т.е.  обучение на основе игр - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента. Суть игрового обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся базируется на сотрудничестве, взаимообучении. При этом преподаватель и студент - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Взаимодействие во время игры иск лючает доминирование одного участника учебного процесса над другим. Во время такого общения студенты учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

          Считаем, что целесообразно в вузах обучать студентов применению в будущей профессиональной деятельности на основе следующих методов, выбора инновационной политики в целях обеспечения эффективного развития организации: метод написания литературных сценариев, метод игр, метод Дельфи, проблемных, модульных и проектных методов по русской литературе и др.

Современная методика преподавания русской литературы признаёт целесообразным обучение русской литературе для подготовки в конкретной области знаний. При этом главной задачей является развитие коммуникативных навыков будущего специалиста по литературоведению. Специалист должен уметь вести профессиональную деятельность с использованием русской литературы и осуществлять профессиональное  общение.

   В результате анализа проблематики нами были выделены два комплекса вопросов, на которые в исследовании сделана попытка найти ответы - Чему учить? Как учить?

   Вопросы методики обучения  литературному чтению  привлекали и до сих пор привлекают внимание многих исследователей. В настоящее время существует большое количество работ, отражающих самые разные стороны этой методической проблемы. Решены многие вопросы, возникающие при отборе художественных текстов по специальности для чтения, разработаны требования к ним, определены роль и место терминологической (литературоведческой) лексики в языковой системе текстов по специальности, выявлена эффективность отдельных приёмов работы по развитию навыков чтения, определены способы контроля понимания прочитанного.

Важное свойство метода - обратная связь, позволяющая экспертам корректировать свои суждения с учетом промежуточных усредненных оценок и пояснений экспертов, высказавших противоположные точки зрения.

Метод игр или игровые технологии представляют собой особый вид моделирования процессов с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. Целевые функции, как правило, различны для каждого из игроков, поэтому сотрудничество между ними в ряде случаев может дать участникам игры определенные преимущества.

При проведении игры каждый участник должен играть, т.е. имитировать некую специфическую роль, отведенную ему сценарием из литературного произведения. В зависимости от целей при проведении игры могут быть заданы лишь начальные условия или определена программа последующих действий. То же касается участников: либо им разрешено играть свои роли совершенно свободно, либо они должны подчиняться довольно жестким требованиям (правилам игры).

Для принятия инновационных решений используются стратегические игры, в том числе деловые игры. Стратегические игры - это конфликтные игры, в которых эффективность решения, принимаемого одним участником (элементом системы), зависит от действий других участников. Такая ситуация называется «конфликтной», где необязательно предполагается наличие антагонистических противоречий, которых очень много в художественных произведениях.

      По числу игроков игры разделяются на парные (пары двух лиц) и множественные. Если участники имеют в своем распоряжении бесконечное множество стратегий, такая игра называется «бесконечной», при ограниченном числе стратегий игра называется «конечной». Игрок может принять одно решение (стратегию) и придерживаться ею на протяжении всей игры. Например, один участник выбирает некую стратегию какого-либо персонажа и не реагирует на поведение другого участника игры. Это означает, что он придерживается чистой стратегии.

Метод Дельфи разработан и применен в США впервые в 1964 г. О. Хелмером и Т. Гордоном и заключается в получении от литературных экспертов прогноза или перечня потенциальных последствий решения какой-либо проблемы. Название метод получил от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (дельфийский оракул). В процессе применения данного игрового метода обучения исключается непосредственное общение между членами соответствующей группы и проводится индивидуальный их опрос с использованием анкет для выяснения мнения каждого относительно будущих гипотетических литературных (сюжетов) событий.

Применение вышеописанных методов создаст условия для творческой самореализации учащейся молодёжи в овладении профессиональными знаниями, в частности, на литературном поприще, что повышает психологическую готовность будущего специалиста-литературоведа к предстоящим инновационным изменениям, которые беспрерывно будут сопровождать их деятельность, позволяет выявить позитивные и негативные стороны личностной, эмоциональной, интеллектуальной сфер психологии учащегося вуза. Поэтому преподавателям по русской литературе рекомендуется применять указанные выше игровые технологии на занятиях литературы для повышения качества подготовки кадров к деятельности в условиях инновационных преобразований общества.

Библиографические ссылки

Андриянова В.И. Совершенствование русской речи учащихся. - Ташкент, 2006

Коротаева Е. В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008, № 8.

Кынанов С.Е. Игра слов как литературный прием в османской драматургии // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2003. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-slov-kak-literaturnyy-priem-v-osmanskoy-dramaturgii

Шуман С. Игровые методы в учебном процессе. – М., 2003.

Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.

Выготский. Учебная игра в учебном процессе. - М., Просвещение, 1973.

Пардабаева Д.Р. Методы обучения на уроках русского языка. Наука и образование 3 (11), 2022, 957-961

Опубликован

Загрузки

Биография автора

Дилфуза Пардабаева,
Наманганский Государственный Педагогический Институт

ст. преподаватель

Как цитировать

Пардабаева, Д. (2024). Учебные игры как средство изучения русской литературы студентами вузов. Лингвоспектр, 1(1), 252–254. извлечено от https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/76

Похожие статьи

<< < 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.