The main approaches to teaching the analysis of artistic text and modern trends in teaching
Abstract
The article is devoted to the main approaches to teaching the analysis of artistic text and analyzing modern trends in teaching this discipline. The paper considers traditional and innovative methods that are used in teaching students in the field of philology and literature. Special attention is paid to the importance of the developmental approach aimed at the formation of critical thinking and analytical skills, as well as the use of modern technologies such as multimedia resources and digital platforms. The article analyzes the changes in the teaching of literature, which are related to the globalization of educational processes and the growing interest in interdisciplinary approaches. It describes methods of integrating the theory and practice of text analysis, as well as approaches aimed at developing the skills of independent interpretation of works. The author emphasizes the need to take into account new cultural and social realities in teaching literature, which contributes to a deeper perception of texts and expands the horizons of understanding the artistic world.
Keywords:
literal text text analysis methodology philology literary studiesПреподавание анализа текста – это многогранный процесс, который требует не только знания теории, но и умения эффективно передавать знания студентам, развивать у них навыки критического мышления и самостоятельной работы с текстом. Заметим, что на современном этапе развития науки, изучение лингвистических дисциплин ведётся с точки коммуникативно-когнитивного метода (Болотнова, 2009). Методы преподавания играют ключевую роль в этом процессе, и современные подходы включают как традиционные методы, так и инновационные технологии. Важно выбирать методы, которые наилучшим образом соответствуют учебной цели и контексту занятия.
Практические занятия по филологическому анализу художественного текста призваны усилить внимание к тексту как явлению словесной культуры, объединить лингвистический и литературоведческий аспекты его рассмотрения, углубить представление о тексте как сложном многоаспектном феномене.
Искусство верно и глубоко анализировать тексты постигается длительной практикой, оно совершенствуется вместе с обогащением общей и эстетической культуры студента, его художественного вкуса, литературоведческой эрудиции, филологической интуиции.
Разборы художественных текстов студентами, как правило, страдают произвольностью и бессистемностью, односторонним вниманием то к содержанию, то к форме произведения.
Студентам необходимо учитывать, что общая мысль литературного произведения, его так называемая идея, как правило, не лежит на поверхности, не выражена, «открытым текстом, ее нужно вычитать» во взаимодействии всех элементов художественной структуры. Если это эстетическое повествование, то чаще всего основная идейная нагрузка падает на сюжетно-фабульную организацию материала. Действия персонажей, смена ситуаций закономерно ведут читателя к неким общим выводам из всего рассказанного.
Методика работы с художественным текстом может быть самой различной, она предлагает множественность вариантов и зависит от четко поставленной цели, степени знания студентами конкретного текста, осведомленности с научно-исследовательской литературой, искренности и непосредственности их читательского контакта с автором.
Знакомство с текстом необходимо осуществлять с его «замедленного» филологического чтения, пользуясь прилагаемым комментарием, разного рода справочной литературой (Жаркова, 2016). Заметим, что методы преподавания анализа художественного текста разделяются на традиционные и современные методы. Традиционные методы анализа включают в себя такие виды как лекции, семинары и выполнение классовых занятий.
Лекции являются одним из самых распространенных и традиционных методов преподавания в высшей школе. В контексте анализа текста лекции могут быть полезными для введения в теоретические основы и основные подходы к анализу художественного произведения. На лекциях преподаватель обычно представляет основные методы и подходы к анализу текста (лексический, синтаксический, стилистический), теоретические концепции, связанные с анализом (например, структуралистская или постструктуралистская теория, психоаналитический подход и другие), так же примеры анализа произведений литературы, которые помогают студентам усвоить методику. Одновременно следует отметить, что преимуществами лекций являются то, что лекции дают возможность студентам получить систематизированные знания и преподаватель может детально объяснить сложные концепты и теоретические подходы. Однако, в качестве недостатков лекций можно выделить ограниченную активность студентов, пассивное восприятие информации и отсутствие возможности глубокого взаимодействия и обмена множественными точками зрения.
Следующей формой традиционных занятий являются семинары. Семинар – это форма активного обсуждения, на котором студенты могут делиться своими мыслями и анализировать текст совместно с преподавателем. Этот метод важен, так как позволяет учащимся применить теоретические знания на практике. Во время семинара могут быть рассмотрены различные подходы к анализу одного произведения, учащиеся могут задавать вопросы, высказывать свои гипотезы и отстаивать точку зрения. Семинарские занятия дают возможность студентам развить навыки аргументации и публичных выступлений. При этом улучшаются аналитические и критические способности. Следует отметить, что семинарские занятия требует более интенсивной подготовки студентов. Так же количество студентов в группе имеет значение, так как семинары могут быть неэффективными, если группа слишком большая или если студенты не подготовлены к активной дискуссии.
Особенности восприятия художественного текста во многом определяются также различной степенью сформированости умения субъекта действия раскрыть образное содержание языковых знаков и синтезировать их на каждом этапе речемыслительных операций перцептивно-мыслительной деятельности, осуществляемой любым человеком при понимании и восприятии текста (Бобылев, 2017). Одним из распространённых видов занятий являются классовые упражнения. В рамках классных упражнений преподаватели могут предложить студентам выполнить краткий анализ текста (например, отдельного отрывка) или пройти через практические задания, ориентированные на использование теоретических концепций. Домашние задания могут включать более углубленные работы, такие как написание эссе, рефератов или исследовательских проектов по анализу конкретных произведений. Это даёт обучающимся возможность более глубоко проработать текст и развить навыки самостоятельного исследования и критического анализа. Недостатками такого подхода считается то, что процесс требует времени на подготовку и обратную связь. Так же могут возникать трудности при самостоятельной работе без должной подготовки.
С развитием науки и технологии появляются новые методы и подходы к преподаванию анализа художественных текстов студентам филологических факультетов, что даёт возможность организовать занятия более интересными и улучшить уровень знания студентов. Одним из распространённых методов преподавания считаются работа в группах. Метод работы в группах позволяет разделить студентов на небольшие команды, каждая из которых работает над определенным аспектом текста (например, лексическим, стилистическим, историко-культурным). Это позволяет студентам более активно участвовать в процессе и обсуждать различные точки зрения, что способствует лучшему пониманию текста. Преимуществами таких занятий являются то, что студенты могут учиться друг у друга, обмениваться множественными точками зрения. Метод работы в группах развивают навыки совместной работы, критического анализа и коммуникации. Однако, возможно неравномерное распределение работы между участниками группы так как некоторые студенты могут оставаться пассивными участниками в группе.
Следующий современный метод преподавания анализа художественных текстов – это дискуссии и дебаты. Дискуссии являются важным инструментом для развития критического мышления и навыков аргументации. Студенты могут обсудить такие особенности художественного произведения как вопросы пространственно- временных отношений, так как персонажи литературного произведения всегда или почти всегда приурочены, хотя бы формально к какому-то времени и пространству (Долинин, 2010). В ходе дебатов студенты могут высказывать разные точки зрения относительно произведения, обсуждать его тему, персонажей, мотивы и символику. Преподаватель выступает в роли модератора, направляя дискуссию в конструктивное русло. Студенты развивают способность анализировать и защищать свою точку зрения. Также усиливается внимание к деталям текста, углубленное понимание произведения. Следует отметить, что проведение урока-дискуссии требует от преподавателя высокой квалификации для управления процессом.
Современные методы преподавания включают использование различных мультимедийных средств, таких как видеоматериалы, презентации, онлайн-классы, форумы для обсуждений. Технологии могут также включать использование специализированных программ для анализа текста или создание онлайн-карт (например, для исследования структуры произведения или связей между персонажами). Интерактивность и визуализация материалов делают занятия более увлекательными и возрастает интерес студентов к теме. Однако следует отметить, что такой метод требует наличия соответствующего оборудования и навыков работы с технологиями.
Наряду с вышеупомянутыми методами на современном этапе развития широко используются активные методы обучения (например, case-study). Активные методы, такие как case-study (анализ конкретных случаев), предполагают, что студенты работают над реальными или гипотетическими ситуациями, связанными с анализом текста. Это позволяет погрузиться в контекст произведения и предложить собственные решения по анализу или интерпретации текста.
Микролекции и видеоматериалы. Видеоматериалы и микролекции, доступные через платформы вроде Moodle, позволяют преподавателю делиться короткими видео, на которых объясняются важные теоретические моменты или анализируются фрагменты произведений. Это создает гибкость в обучении, позволяя студентам работать в удобное время.
Художественный текст представляет собой сложную по организации систему (Николина Н., 2003). Методы преподавания на занятиях по анализу текста играют важную роль в формировании у студентов навыков интерпретации и глубокого осмысления художественных произведений. Для эффективного обучения применяются различные методики, направленные на развитие критического мышления, а также на повышение интереса к литературе и улучшение способности анализировать текст. Ниже приведены основные методы, используемые в преподавании анализа текста:
- Метод проблемного обучения. Этот метод предполагает активное вовлечение студентов в процесс поиска решения определенной проблемы или вопроса, поставленного преподавателем. На занятиях по анализу текста преподаватель может задавать студентам вопросы, которые требуют критического осмысления и глубокого анализа произведения. Такой подход стимулирует самостоятельную работу, активирует мыслительный процесс и помогает студентам формулировать собственные выводы.
Пример: «Какие символы использует автор в произведении, и как они связаны с основной темой?» или «Как исторический контекст влияет на восприятие данного текста?»
- Метод сравнительного анализа. Этот метод заключается в сравнении разных литературных произведений, авторов, жанров или историко-культурных контекстов для выявления общих и отличительных особенностей. Сравнительный анализ помогает студентам увидеть глубинные связи между текстами, а также понять, как литературные традиции и культурные особенности влияли на стиль и содержание произведений.
Пример: Сравнение различных интерпретаций одного и того же события в произведениях разных авторов или анализ изменений в жанровых формах в разные исторические эпохи.
- Метод ассоциативного анализа. Метод ассоциативного анализа направлен на выявление связей между текстом и личными ассоциациями студентов. Этот метод позволяет глубже понять восприятие текста, а также способствует развитию воображения и креативного подхода к анализу произведения. Преподаватель может предложить студентам ассоциировать ключевые элементы произведения с личными впечатлениями или современными реалиями.
Пример: Студентам может быть предложено вспомнить ассоциации, которые вызывает у них главный герой, и использовать эти ассоциации для анализа мотивации персонажа и его действий.
- Дискуссионный метод. Этот метод предполагает активное участие студентов в обсуждении текста, обмен мнениями и точками зрения. Обсуждения помогают студентам взглянуть на произведение с разных ракурсов, услышать мнение сверстников, а также научиться формулировать и защищать свою точку зрения. Преподаватель в этом случае выступает не столько в роли носителя знаний, сколько как фасилитатор обсуждения.
Пример: Студенты могут обсудить вопросы, такие как: «Какой образ героя наиболее близок вам?» или «Что, по вашему мнению, хотел сказать автор этим произведением?»
- Метод анализа отдельных элементов текста. Этот метод включает подробный разбор конкретных аспектов произведения: стиля, символики, композиции, языка, структуры. Студенты учат анализировать конкретные элементы, которые в совокупности составляют целостное восприятие произведения. Такой подход помогает выявить особенности языка и стиля автора, а также углубляет понимание текста.
Пример: Разбор использования метафор и символов в стихотворении или анализ структуры романа, его главных событий и их связи с центральной темой.
- Метод кейс-стади (анализ конкретных случаев). Метод кейс-стади предполагает глубокий анализ конкретных «случаев» в произведении, например, действий персонажа, значимых событий или конфликтов. Студенты анализируют, как эти элементы влияют на развитие сюжета и его интерпретацию в целом. Этот метод помогает сосредоточиться на важных моментах текста, которые являются ключевыми для понимания произведения.
Пример: Студентам предлагается выбрать важную сцену из текста и проанализировать, как она отражает центральные идеи произведения.
- Метод интерпретации через контекст. Анализ текста через контекст позволяет глубже понять его значение, учитывая культурные, исторические и биографические обстоятельства, в которых произведение было создано. Студенты учат искать связи между текстом и внешними факторами, такими как эпоха, социальная среда, биография автора. Это помогает выявить скрытые смысловые пласты и объяснить авторские выборы.
Пример: Рассмотрение романа как произведения, отражающего общественные и политические события, происходившие в период его написания.
- Метод творческого подхода. Творческий подход предполагает использование нестандартных форм анализа, таких как создание собственных интерпретаций текста, написание продолжений произведений или переписывание отдельных сцен в другом стиле. Это позволяет студентам не только глубже понять текст, но и проявить свои творческие способности.
Пример: Написание продолжения истории, которое бы включало изменения в характере героя или использование альтернативного конца.
- Метод аналитических лекций с элементами диалога. Преподаватель может использовать аналитическую лекцию, в которой подробно объясняет различные методы и подходы к анализу текста, но с активным вовлечением студентов в обсуждение. Это может быть как задействование студентов в разборе конкретных фрагментов текста, так и задавание вопросов, стимулирующих размышления.
Пример: Преподаватель проводит лекцию о различных литературных школах, при этом периодически прерывает ее, чтобы обсудить конкретные примеры из произведений, с которыми работают студенты.
Таким образом, методы преподавания анализа текста должны быть разнообразными и учитывать разные стили обучения студентов. Традиционные методы (лекции, семинары, домашние задания) остаются важными, но их эффективность можно повысить с помощью современных подходов, таких как работа в группах, дискуссии, использование технологий и активных методов обучения. Комбинирование разных методов позволяет создать более динамичную, вовлекающую образовательную среду, где студенты не только получают теоретические знания, но и активно развивают навыки анализа и критического мышления.
References
Бобылев Б.Г. О методике филологического анализа художественного текста ./ Учённые записки Орловского государственного университета. №3 (76), 2017. – с. 186
Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н.С. Болотнова. – 4-е изд. – М.: Наука, 2009. – 14 С.
Долинин К.А Интерпретация текста: Французский язык: Учебное пособие. Изд. 4-е. – М.: КомКнига, 2010. – С. 84.
Жаркова В.И., Конвисарова Л.А. Практикум по филологическому анализу художественного текста: учебно-методическое пособие / В.И.Жаркова, Л.А.Конвисарова. – Костанай: КГПИ, 2016. – 7 С.
Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 170.
Published
Downloads
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright (c) 2025 Исмигуль Саттарова

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
