Talabalar uchun rus tilida mahorat darslarini o‘tkazish metodikasini ishlab chiqish

Mualliflar

  • O‘zbekiston davlat jahon tillari universiteti
Разработка методики проведения мастер-классов по русскому языку для студентов

Annotasiya

maqolada interfaol ta’limning samarali shakli sifatida boshlang‘ich bosqich talabalari uchun rus tilida mahorat darslarini o‘tkazish metodologiyasini ishlab chiqish muhokama qilinadi. Asosiy e’tibor mahorat darslarining maqsad va vazifalarini, ularni qurish tamoyillarini, mashg‘ulotlar mazmunini va o‘quvchilarning bilish faoliyatini faollashtirishga yordam beradigan pedagogik texnologiyalarni belgilashga qaratilgan. Maxsus tavsiyalar va namunaviy dars rejasi taqdim etiladi. Metodika talabalarning kommunikativ kompetentsiyasini rivojlantirishga va rus tilini o‘rganishga bo‘lgan motivatsiyasini oshirishga qaratilgan. Mahorat darslari interfaol ta’lim shakli sifatida nutq ko‘nikmalarini rivojlantirishga, ijodiy faollikni rag‘batlantirishga va o‘quvchilarning ta’lim jarayoniga yuqori darajada jalb etilishini ta’minlashga xizmat qilishi ko‘rsatilgan.

Kalit so‘zlar:

rus tili mahorat darsi o‘qitish usullari kommunikativ kompetentsiya interfaol ta’lim talabalar nutq faoliyati motivatsiya.

 

Современная образовательная парадигма требует от преподавателей использования эффективных методов и технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов. Одной из таких форм является проведение мастер-классов, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции и формированию устойчивого интереса к изучению русского языка. В этой статье рассматриваются основные подходы к разработке методики проведения мастер-классов, раскрываются особенности организации занятий и предлагаются рекомендации по их эффективному проведению.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; Мастерство убеждения; Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; Мастерство владения педагогической техникой. Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.). Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии: Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения; Организация учебной деятельности учащегося; Владение содержанием и дидактической организацией образования; Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения; Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы). Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностноделовых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

Мастер-класс – от английского masterclass: master – искусный специалист + class – курс обучения, класс. Придя в русский язык, слово «мастеркласс» получило самое широкое значение. Так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний. Существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». Приведем некоторые из них. Мастер-класс – публичная демонстрация умений и навыков какого-либо специалиста в каком-либо деле (Адамчик, 2009).

Мастер-класс – краткосрочные курсы высшего мастерства в какой-либо области искусства, спорта и т.п., проводимые выдающимися мастерами в своей области (Ефремова, 2000).

Мастер-класс – вид учебного занятия в системе повышения квалификации преподавателя, в котором демонстрируются (иногда в ходе реального урока) практические приемы и технологии проведения занятий.

В области профессионального образования мастер-классом можно назвать особую форму занятия, которое основано на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой 4 является демонстрация оригинальных методов освоения определѐнного содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер-класс на данный момент представляет собой одну из наиболее популярных форм, которая обеспечивает возможность свободы выбора, творческого самовыражения, личностного роста, как для учителя, так и для учеников. Однако эта форма обучения еще не в полной мере раскрыла свои возможности в преподавании биологии (Евплова, 2011).

Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации. Для педагогов это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. «Зрители» становятся экспертами, учатся анализировать и сопоставляют свои возможности. Одновременно учиться и «Педагог – мастер». При подготовке и проведении мастер-класса «Педагог-мастер» приобретает различные навыки работы с аудиторией, учится рефлексировать свои действия и многое другое. Для всех участников мастер – класса это означает шаг вперед в своем деле. Толково организованный мастер-класс становится генератором идей для всех участников.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми технологиями и оборудованием, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению. Мастер-класс должен демонстрировать конкретную технологию или методику, принцип работы и применения новейшего оборудования. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. На мастер-классе не должно быть лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого – масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.

Учитель – мастер может выбрать различные формы проведения мастер – классов. Выбор формы определяется наработанным стилем профессиональной деятельности. Мастер – класс может проводиться в следующих формах: 1) в форме занятия с детьми – когда в структуре мастер – класса показывается фрагмент непосредственного занятия с детьми с использованием выбранной технологии или методики. Продолжительность проведения занятия определяется индивидуально, как правило, меньше чем занятие или урок. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы предполагаемый метод четко прослеживаться. Во время занятия учитель – мастер не обращает внимания на слушателей мастер-класса. После проведения занятия следует краткое пояснение сути метода, его обсуждение и озвучивание конечных результатов. 2) в форме занятия с аудиторией – имитационный, когда в качестве обучаемых выступают слушатели мастер – класса. Вступительная часть при этом остается традиционной, а основная часть представляет собой имитацию занятия. Требования к основной части: - не обращайтесь с взрослым как с детьми; - сложность предлагаемого материала должна соответствовать опыту слушателей; 9 - соблюдайте «игру» (имитацию) на протяжении всего времени и не поясняйте, что вы делаете и зачем; - чѐтко дайте понять о завершении данного этапа; - перед тем как давать свои пояснения, обратитесь к участникам, что они увидели, поняли, почувствовали; - отметьте, что вы хотели продемонстрировать, и явно ли это можно было проследить в данном фрагменте.

Основная цель мастер-класса по русскому языку заключается в создании условий для развития речевых навыков и умений студентов, а также в формировании положительной мотивации к изучению языка. Среди задач мастер-класса можно выделить:

·  развитие у студентов коммуникативной компетенции;

·  формирование навыков устной и письменной речи;

·  расширение словарного запаса и грамматических навыков;

·  развитие критического мышления и креативности;

·  стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.

Эффективное проведение мастер-классов предполагает соблюдение ряда принципов:

·  Принцип активности обучающихся: занятия строятся таким образом, чтобы студенты были активными участниками образовательного процесса.

·  Принцип интерактивности: предполагает использование диалога, дискуссий, ролевых игр и других форм взаимодействия.

·  Принцип наглядности: материалы и задания подбираются с учётом визуального и аудиального восприятия.

При разработке методики проведения мастер-классов важно учитывать характеристики целевой аудитории. Студенты, обучающиеся русскому языку, обладают различным уровнем подготовки, мотивации и интересов. Важно адаптировать содержание мастер-классов с учётом их возрастных особенностей, профессиональных интересов, а также учитывать культурный контекст ( Ефимова, 2016).

Эффективность мастер-классов определяется используемыми педагогическими технологиями и методами. Среди них особое место занимают:

·  проектная деятельность;

·  проблемное обучение;

·  игровые технологии;

·  кейс-методы;

·  мозговой штурм;

·  обучение в сотрудничестве (кооперативное обучение).

Использование этих методов позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, развить их самостоятельность, ответственность и творческие способности (Хрестина, 2015).

Для повышения эффективности мастер-классов рекомендуется:

·  активно использовать междисциплинарные связи;

·  обеспечивать постоянную обратную связь с обучающимися;

·  применять разнообразные формы контроля и самоконтроля знаний;

·  стимулировать развитие навыков саморегуляции и самооценки.

Необходимо создавать условия для включённости каждого студента в процесс обучения, поощрять творческое мышление и самостоятельную работу (Кондратева, 2014).

Заключение

Мастер-классы по русскому языку являются эффективной формой организации интерактивного обучения студентов. Они способствуют развитию коммуникативной компетенции, повышают мотивацию к изучению языка и формируют у студентов устойчивые речевые навыки. Разработка и внедрение методики проведения мастер-классов требует комплексного подхода, учёта индивидуальных особенностей обучающихся, применения современных педагогических технологий и методов активизации познавательной деятельности.

Особое значение имеет использование деятельностного подхода, при котором студенты вовлекаются в решение практических речевых задач, имитирующих реальные коммуникативные ситуации. Это позволяет не только развивать языковые умения, но и формировать навыки критического мышления, креативности, самостоятельности в обучении. Интеграция междисциплинарных знаний и культурных компетенций способствует расширению коммуникативного потенциала обучающихся и их успешной социализации в многоязычной среде.

Дальнейшие исследования в этом направлении могут быть направлены на углублённую разработку моделей проведения мастер-классов в зависимости от уровня владения языком и профессиональной направленности студентов. Перспективным видится создание адаптивных программ мастер-классов с учётом цифровизации образовательной среды, внедрение онлайн-форматов и гибридных моделей обучения, а также разработка специализированных методик для разных категорий студентов – гуманитарных, технических и естественно-научных направлений подготовки.

 

Таким образом, развитие методики проведения мастер-классов по русскому языку требует постоянного обновления педагогических практик, поиска инновационных решений и активного вовлечения студентов в образовательный процесс на основе сотрудничества, творчества и рефлексии.

Bibliografik manbalar

Ефремова, Т.Ф. (2000). Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный (1233 с.). Москва: Дрофа.

Азимов, Э.Г., & Щукин, А. Н. (Сост.). (2009). Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) (448 с.). Москва: Издательство ИКАР.

Кондратева, Н.А. (2014). Интерактивные формы обучения в высшей школе (без указания страниц). Санкт-Петербург: Лань.

Адамчик, В.В. (Сост.). (2009). Новый словарь иностранных слов (1152 с.). Москва: Издательство АСТ.

Сергеев, И.С. (2017). Современные технологии обучения (без указания страниц). Москва: Юрайт.

Хрестина, Н.И. (2015). Методика преподавания русского языка как иностранного (без указания страниц). Москва: Флинта.

Nashr qilingan

Muallif biografiyasi

Ruxayo Abdumo‘minova ,
O‘zbekiston davlat jahon tillari universiteti

Stajyor-o‘qituvchi

Qanday qilib iqtibos keltirish kerak

Abdumo‘minova , R. (2025). Talabalar uchun rus tilida mahorat darslarini o‘tkazish metodikasini ishlab chiqish. Lingvospektr, 4(1), 809–813. Retrieved from https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/696

Tegishli maqolalar

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Bundan tashqari, ushbu maqola uchun shunga o'xshash maqolalar uchun kengaytirilgan qidiruvni boshlang mumkin.