Jadidlarning o‘zbek ommaviy axborot vositalari shakllanishiga qo‘shgan hissasi

Mualliflar

  • O'zbekiston davlat jahon tillari universiteti
Вклад джадидов в становление узбекских медиа

Annotasiya

Maqolada XIX–XX asrlar chegarasida jadidlarning o‘zbek ommaviy axborot vositalarining shakllanishiga qo‘shgan hissasi tahlil qilinadi. A. Xolid, D. Diviz, N. Abduazizova, Ziyo Said, J. Azimov va boshqa tadqiqotchilar ishlariga tayangan holda Turkiston hududida milliy matbuotning vujudga kelish bosqichlari qayta tiklanadi. Jadid matbuoti – “Taraqqiy”, “Samarkand”, “Sadoi Turkiston”, “Sadoi Farg‘ona”, “Oyina” va boshqa nashrlar – nafaqat islohotchi g‘oyalarni tarqatish vositasi, balki yangi jamoat maydonini shakllantirish, ta’lim tizimini modernizatsiya qilish va zamonaviy o‘zbek adabiy tilini me’yorlashtirish quroli sifatida ko‘rsatiladi. Maqolada matbuotning bilish (epistemik), amaliy-texnik va siyosiy funksiyalari, jurnalistikaning kasbiylashuvi hamda yangi tipdagi media sub’ekti – dunyoviy ziyoli-journalistning shakllanish jarayoni tahlil etiladi. Shuningdek, jadidlarning dastlabki sovet davri o‘zbek matbuotidagi ishtiroki va keyinchalik mediadayrdan siqib chiqarilishi masalalari yoritiladi. Xulosa qismida mustaqil O‘zbekistonda jadid merosining qayta talqin qilinishi va uning milliy jurnalistikaning uzoq muddatli rivojlanish yo‘llarini tushunishdagi ahamiyati ko‘rsatib beriladi.

Kalit so‘zlar:

Jadidchilik o‘zbek matbuoti davriy nashrlar media tarixi milliy uyg‘onish Markaziy Osiyo jurnalistika

Джадидизм в Туркестане конца XIX – начала XX вв. обычно описывается как реформаторское движение мусульманской интеллигенции, нацеленное на модернизацию образования, религиозной мысли и общественной жизни. Ключевым инструментом этой модернизации стала печать – газеты, журналы, брошюры и книги на тюрки (староузбекском) и других языках региона. Именно через медиа джадиды стремились сформировать новую публичную сферу, национальное самосознание и современный узбекский литературный язык (Khalid, 1994, 1999). Исследования показывают, что пресса была не второстепенным, а центральным элементом джадидского проекта культурной реформы (DeWeese, 2016; Saidmurodov & Narzullayev, 2025).

Цель данной обзорной статьи – на основе доступных научных источников показать, как джадиды внесли вклад в развитие узбекских медиа, какие функции они приписывали прессе и как их опыт повлиял на дальнейшую историю журналистики в Узбекистане.

Классическое исследование А. Халида о джадидизме в Центральной Азии рассматривает печать как один из главных каналов распространения реформаторских идей: через газеты и журналы джадиды вводили новые жанры, создавали политическую и педагогическую лексику и формировали образ «современного мусульманина» (Khalid, 1999). В специальной статье о печати и реформе в Туркестане подробно анализируются условия цензуры, механизм лицензирования мусульманских газет и причины их кратковременности (Khalid, 1994).

Одновременно Д. Дивиз критикует слишком линейные нарративы, в которых джадиды изображаются как «луч света» на фоне полностью «тёмного» традиционного общества, и призывает внимательнее смотреть на сложность интеллектуальной истории региона и разнообразие позиций внутри самого движения (DeWeese, 2016).

В национальной историографии медиа центральное место занимают работы Н. Абдуазизовой и издание Зиё Саида с материалами по истории узбекской периодической печати, где по газетам и журналам восстанавливается институциональная эволюция национальной журналистики (Abduazizova, 2012; Said Ziyo, 1974). В последние годы появились исследования, напрямую связывающие национальное возрождение, джадидизм и развитие журналистики, в том числе статья Д. А. Саидмуродова и У. О. Нарзуллаева, специально анализирующая роль прессы в джадидском проекте (Saidmurodov & Narzullayev, 2025).

Особое место занимает магистерская диссертация Ж. Азимова, написанная в жанре «медиа-истории» узбекской и турки-язычной прессы 1906–1928 гг., где интегрируются подходы истории Центральной Азии и истории журналистики и предлагается систематизированная картина джадидской печати по этапам (Azimov, 2022).

Возникновение джадидской прессы и институционализация узбекских медиа

Первые шаги к созданию собственных мусульманских газет в Туркестане были связаны с общероссийским реформаторским полем, в центре которого стояла крымско-татарская газета «Тарджуман» Исмаила Гаспринского. Через неё и связанные с ней сети джадидские идеи входили в региональную интеллектуальную среду (Khalid, 1999; DeWeese, 2016).

На рубеже 1906–1907 гг. в Ташкенте и других городах появляются первые тюрки-язычные издания, редактируемые местными джадидами: «Тараққий», «Хуршид», «Шухрат», позднее – «Самарқанд», «Садои Туркистон», «Садои Фаргона», а также иллюстрированный журнал «Ойина» Махмудходжи Бехбудий. Эти издания рассматриваются современными исследователями как инфраструктурный фундамент будущей национальной прессы (Abduazizova, 2012; Azimov, 2022; Said Ziyo, 1974).

По данным Ж. Азимова, ранние джадидские газеты существовали недолго: «Тараққий» за два месяца четыре раза подвергалась судебному преследованию, редактор И. Обидий был арестован; в целом ограниченная грамотность населения и недостаток финансирования делали устойчивое издание крайне сложным (Azimov, 2022). Тем не менее именно в этих газетах складывались форматы передовой статьи, публицистического фельетона, читательских писем и новостных рубрик, которые стали стандартом для последующей узбекской журналистики (Abduazizova, 2012; Said Ziyo, 1974).

Пресса как инструмент национального и культурного возрождения

В джадидском дискурсе печать осмыслялась как ключевой инструмент пробуждения «миллита» и формирования новой коллективной идентичности. В известной статье «Samarqand matbuotining tarixi» (1923) Хожи Муин прямо называет периодическую печать «первым фактором пробуждения нации» и частью истории «уйғониш даври» (Hoji Muin, 1923/в переизд.).

Анализируя программные тексты джадидской прессы, Ж. Азимов показывает, что газеты для Бехбудий и его единомышленников выполняли как минимум три функции: эпистемологическую (донесение знаний и информации о «новом времени»), техническую (распространение практических сведений о законах, экономике, науке) и политическую (формирование представлений о правах, обязанностях и интересах «туркестанских мусульман») (Azimov, 2022).

Через газетные полосы джадиды продвигали новую методику обучения (усул-и жадид), идею обязательного светского образования, обсуждали положение женщин, необходимость модернизации городской инфраструктуры, железных дорог и системы здравоохранения (Khalid, 1999; Azimov, 2022). Именно в этих текстах формировался современный узбекский общественно-политический словарь: создавались термины для обозначения «нации», «прогресса», «гражданских прав», «политической партии» и т. п., что отмечается как отечественными (Abduazizova, 2012; Said Ziyo, 1974), так и зарубежными исследователями (Khalid, 1994, 1999; DeWeese, 2016).

Джадидская пресса стала школой профессиональной журналистики в узбекском контексте. Такие фигуры, как М. Бехбудий, Хожи Муин, Абдулла Авлони, Фитрат, Чўлпон, совмещали роли писателей, политических деятелей и редакторов; многие из них редактировали сразу несколько изданий («Самарқанд», «Ойина», «Ҳуррият», «Меҳнаткашлар товуши», «Тайёқ», «Машраб» и др.) (Azimov, 2022; Hoji Muin, 1923/в переизд.).

Работы Н. Абдуазизовой и Зиё Саида показывают, что через газетные редакции постепенно вырабатывались профессиональные нормы: разделение новостного и аналитического материала, использование псевдонимов, обращение к читателю как к «гражданину» и «собеседнику», а не только к «верующему» (Abduazizova, 2012; Said Ziyo, 1974). Тем самым джадиды создавали не только новые тексты, но и новый тип медиа-актора – светского журналиста-интеллигента.

Исследование Саидмуродова и Нарзуллаева подчёркивает, что именно через прессу джадидизм превращался из кружковой инициативы в массовое движение: газетные публикации объединяли сетевые кружки учителей, предпринимателей, студентов и духовенства, формируя горизонтальные коммуникации внутри туркестанского общества (Saidmurodov & Narzullayev, 2025).

Джадиды и ранняя советская узбекская пресса

После революций 1917 г. значительная часть джадидской интеллигенции попыталась встроиться в новую политическую ситуацию, участвуя в создании советской узбекской прессы. Как показывает Ж. Азимов, в первые послереволюционные годы государство опиралось на опыт джадидов при запуске новых газет и журналов, поскольку именно они обладали навыками редакционной работы и владением современным узбекским языком (Azimov, 2022).

При этом политический контекст быстро менялся: часть изданий («Нажот», «Ҳуррият», «Иштирокиюн» и др.) становилась ареной столкновения разных проектов будущего – от национал-демократического до радикально социалистического. К середине 1920-х гг., по наблюдению исследователей, многие ключевые джадиды были вытеснены из медиаполя и репрессированы, а сформированная ими журналистская инфраструктура была интегрирована в советскую систему печати (Khalid, 1999; Azimov, 2022).

Тем не менее именно их усилиями были заложены основы советской узбекской прессы: стандартизированный литературный язык, жанровая система газеты, представление о печати как об обязательном институте «просвещённого общества» (Abduazizova, 2012; Said Ziyo, 1974).

Память и переосмысление джадидского медиа-наследия

В независимом Узбекистане наследие джадидов стало одним из ключевых элементов национального исторического нарратива. Современные исследования подчёркивают, что джадидская печать не только обслуживала реформаторский проект, но и формировала устойчивую медиа-традицию, в которой пресса понимается как пространство общественной дискуссии, а не только государственная трибуна (Saidmurodov & Narzullayev, 2025; Said Ziyo, 1974).

Показательно, что в публичной истории всё чаще используются медиа-форматы для рассказа о самих джадидских медиа. Примером может служить мультимедийная выставка «Джадиды. Письма в Туркестан» (2024), где через архивы газет «Тараққий», «Нажот», «Шухрат», «Самарканд», «Садои Туркистон», «Садои Фаргона» и журнала «Ойина» демонстрируется роль печати в пробуждении нации (Shkret, 2024).

Таким образом, вклад джадидов в развитие узбекских медиа двоякий. Во-первых, они создали институциональные и языковые основы национальной прессы, использовав газету и журнал как главный инструмент модернизации. Во-вторых, они задали долгосрочную норму понимания медиа как пространства общественного просвещения и ответственности, что продолжает влиять на дискуссии о роли журналистики в современном Узбекистане (Khalid, 1999; DeWeese, 2016; Saidmurodov & Narzullayev, 2025).

Bibliografik manbalar

Abduazizova, N. (2012). Istoriya natsionalnoy zhurnalistiki – 1 [История национальной журналистики – 1]. SHARQ.

Azimov, J. (2022). Toward modernity through newspapers: A history of Turki-language and Uzbek-language Central Asian press from 1906 to 1928 (Master’s thesis, The University of Alabama).

DeWeese, D. (2016). It was a dark and stagnant night (‘til the Jadids brought the light): Clichés, biases, and false dichotomies in the intellectual history of Central Asia. Journal of the Economic and Social History of the Orient, 59(1-2), 37-92. https://doi.org/10.1163/15685209-12341393

Hoji Muin. (1923). Samarqand matbuotining tarixi [История самаркандской прессы]. Zarafshon. (Переиздание в современных онлайн-сборниках джадидской прессы.)

Khalid, A. (1994). Printing, publishing, and reform in Tsarist Central Asia. International Journal of Middle East Studies, 26(2), 187-200. https://doi.org/10.1017/S0020743800060207

Khalid, A. (1999). The politics of Muslim cultural reform: Jadidism in Central Asia. University of California Press.

Saidmurodov, D. A., & Narzullayev, U. O. (2025). The national revival of Jadidism and the development of journalism. International Scientific Journal Science and Innovation, 4(3, Series C). https://doi.org/10.5281/zenodo.15088486

Said Ziyo. (1974). O‘zbek vaqtli matbuoti tarixiga materiallar (1870-1927) [Материалы по истории узбекской периодической печати (1870–1927)]. Adabiyot va sanʼat nashriyoti.

Shkret, E. (2024, July 23). «Dzhadidy. Pisma v Turkestan» [«Джадиды. Письма в Туркестан»]. Narodnoe slovo.

Nashr qilingan

Muallif biografiyasi

Madina Daliyeva,
O'zbekiston davlat jahon tillari universiteti

DSc, dotsent

Qanday qilib iqtibos keltirish kerak

Daliyeva, M. (2025). Jadidlarning o‘zbek ommaviy axborot vositalari shakllanishiga qo‘shgan hissasi. Lingvospektr, 11(1), 420–425. Retrieved from https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/1196

Tegishli maqolalar

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Bundan tashqari, ushbu maqola uchun shunga o'xshash maqolalar uchun kengaytirilgan qidiruvni boshlang mumkin.