Общие аспекты и становление организации дистанционных олимпиад в Узбекистане
Аннотация
В статье рассматриваются общие аспекты и становление организации дистанционных олимпиад в Узбекистане. Анализируется процесс внедрения дистанционных форматов в образовательную систему, включая причины и последствия данного перехода. Обсуждаются используемые технологии, методики оценки участников и влияние дистанционных олимпиад на развитие навыков учащихся. Особое внимание уделяется вопросам доступности и инклюзивности, а также примерам успешных практик, которые могут служить основой для дальнейшего совершенствования системы дистанционного обучения и проведения олимпиад.
Ключевые слова:
дистанционные олимпиады народное образование организационные меры проведение предметной олимпиадыПандемия (COVID – 19) способствовала принятию множественно организационных мер в образовании, в частности, проведению дистанционных олимпиад и разных онлайн конкурсов. Главной среды государственных мер стало Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 мая 2019 года № 4306 «О мерах по организации непрерывной системы выявления одаренной молодёжи и подготовки высококвалифицированных кадров», в котором были определены меры и задачи по созданию дополнительных условий для поддержки перспективной молодежи, реализации ее таланта, налаживанию эффективной научно-исследовательской и инновационной деятельности. Данное Постановление четко указало необходимость широкого привлечения подрастающего молодого поколения к знаниям, повышения его интеллектуальных способностей, в силу чего в республике, в структуре Министерства народного образования была создан Департамент по работе с одаренными учащимися по предметным олимпиадам.
Основными задачами Департамента были установлены выявление одаренной учащейся молодежи, научное и методическое обеспечение ее деятельности, популяризации передового опыта в данной сфере и разработка на этой основе рекомендаций и пособий для образовательных учреждений. Тем самым в республике в этот же год среди учащихся средних общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей проводились предметных олимпиады и были обеспечены возможности участия победителей в международных олимпиадах.
По всей республике регулярно разработались новых контрольные материалы с привлечением высококвалифицированных специалистов.
В целях изучения иностранных языков и формирования навыков общения были привлечены высококвалифицированные специалисты, в том числе ученыё, профессора и учителя и по предметам «Английский язык» и «Русский язык».
В результате всех вышеуказанных дистанционная предметная олимпиада в Узбекистане превратилась в крупнейшее интеллектуальное соревнование, участие в которой стало престижным.
Следует отметить, что дистанционные предметные олимпиады по общеобразовательным предметам проводятся в четыре этапа:
а) первый (начальный этап) – в образовательных учреждениях;
б) второй – районный (городской) этап (при этом, в случае превышения в районе (городе) числа общеобразовательных учреждений более 50, на основе постановления организационного комитета проведения предметной олимпиады этот этап можно провести на зонально-территориальном уровне);
в) третий – областной этап, в Республике Каракалпакистан, в областях республики и в городе Ташкент;
г) четвёртый – республиканский этап.
Основная предметная олимпиада проводится среди учеников 9-10-11- классов государственных и негосударственных общеобразовательных школ и учеников 1-2-курса академических лицеев и колледжей. Ученики участвуют в олимпиадах по собственному желанию.
Ответственными за проведение первого этапа основной предметной олимпиады являются директора школ, и они проводятся до 20 октября текущего учебного года.
На первом этапе по последовательности полученных баллов определяются 3 победителей (1-2-3 места) и постановлением организационного комитета рекомендуются их участие на следующем этапе.
Ответственными за проведение второго этапа основной предметной олимпиады являются заведующие территориальных отделов народного образования и данный этап проводится во время осенних каникул.
На этом этапе также по последовательности полученных баллов определяются 3 победителей (1-2-3 места) и постановлением организационного комитета рекомендуются их участие на следующем этапе.
Общепринятая технология организации и проведения предметных олимпиад даёт возможность проявить творческие способности и умения лишь малой части учащихся.
Таким образом, олимпиады как средство раскрытия творческих способностей учащихся, являясь одной из самой популярной и эффективной формой творческой деятельности учащихся, не позволяют проявить себя в творческом плане массовому школьнику. Кроме того, заметим, что в системе традиционного образования пока ещё недостаточно эффективно используется внедрение компьютерных технологий для раскрытия творческих способностей учащихся.
Предметные олимпиады и различные конкурсы — это практика, которая посредством специальной технологии связывает преподавателя, обучаемого и расположенные в различных географических регионах источники информации. Стремление участвовать в предметной олимпиаде и в других конкурсах очень перспективно для наших категорий учеников, учащихся со специфическими требованиями (одаренных, бизнесменов) лиц, с ограниченными физическими возможностями. Использование Интернета позволяет осуществить различные телекоммуникационные проекты (олипиады, викторины, конкурсы) служащие переходными формами от традиционных к дистанционным. Дистанционные олимпиады призваны не только поддерживать и развивать интерес к изучаемому предмету, что и без того самоценно, но и стимулировать активность, инициативность, самостоятельность учащихся, при подготовке вопросов к теме, в работе с дополнительной литературой, они удобны во внеклассной деятельности, помогают учащимся формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ученики могут проверить знания, умения и навыки не только у себя, но и у других. (здесь очень уместно указать на одно неоспоримое преимущества проведения дистанционной олимпиады или другого рода конкурса - с технической стороны учащиеся получают возможность наблюдать за выполнением поставленной задачи другими участниками). Интернет-олимпиады объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной работы, сотрудничества между педагогом и школьником.
Технология проведения олимпиад не стоит на месте. Каждый год меняются темы, варьируются требования, проявляются новые этапы и конкурсы.
На сегодня спектр видов довольно широк. По порядку участия бывают олимпиады, предусматривающие только коллективную или только индивидуальную работу (хотя допускается любой формат). По содержанию различают дистанционные олимпиады, эвристические олимпиады, олимпиады школьников, создающие веб-сайты, олимпиады-тестирования. Почти во всех странах мира можно легко решить проблемы технической организации и порядка проведения дистанционных олимпиад.
В виду заключения хотелось бы отметить важность проведения дистанционных предметных олимпиад, которые в практике приведут к выявлению одарённых учеников, готовых защитить честь страны на международных олимпиадах.
Библиографические ссылки
Агафонова И. Д. Формирование коммуникативной компетенции у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании : Дис. ... канд. пед. наук: Екатеринбург, 2009
Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся (статья) // Управление начальной школой, 2009. № 2. - С. 4-9.
Алборова С.З. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 1999.
Алексеева Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад (Опыт и проблемы) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2002.
Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. : Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2001.
Ананьева A.B. Реализация эвристических принципов обучения при переходе на II ступень образования: анализ полученных результатов. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2011. -№8. http://www.eidos.ru/journal/2011/0831-04.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru.
Андреев A.A. Введение в интернет-образование. - М.: ЛОГОС, 2003.
Андреев A.A. Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в интернете // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. -10 сентября, http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-16.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Книга 1. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 568 с.
Андрианова Г. А. Дистанционные эвристические олимпиады как средство развития творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008.
Андрианова Г.А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000
Опубликован
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Уринбой Кодиров

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
