Межкультурная интерференция в речевом поведении узбекских студентов при изучении немецкого языка
Аннотация
В статье представлены результаты комплексного исследования межкультурной интерференции в речевом поведении узбекских студентов при изучении немецкого языка. Теоретический анализ выявил значительные различия между узбекской и немецкой лингвокультурами по параметрам дистанции власти, индивидуализма/коллективизма, контекстуальности коммуникации. Эмпирическое исследование с участием 86 студентов позволило систематизировать типичные проявления интерференции на прагматическом, дискурсивном, стилистическом и невербальном уровнях. Установлена корреляция между культурными установками студентов и особенностями их речевого поведения. Выявлено влияние осведомленности о культурных различиях и опыта межкультурного общения на преодоление интерференции. Разработаны методические рекомендации, включающие принципы создания учебных материалов, систему упражнений и методику работы с аутентичными материалами. Предложенная комплексная модель формирования межкультурной компетенции направлена на преодоление коммуникативных барьеров и повышение эффективности обучения немецкому языку в контексте диалога культур.
Ключевые слова:
межкультурная интерференция речевое поведение узбекские студенты немецкий язык культурные различия коммуникативные сбои лингвокультура межкультурная компетенция методика преподавания иностранных языков.Библиографические ссылки
Byram, M. (1997). Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters.
Hall, E. T. (1989). Beyond culture. New York: Anchor Books.
Hofstede Insights. (2021). Country comparison tool. https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/germany,uzbekistan/
Hofstede, G. (2011). Dimensionalizing cultures: The Hofstede model in context. Online Readings in Psychology and Culture, 2(1), 1-26.
Kувватов, С. И. (2024). Особенности формирования эстетического воспитания в узбекской махалле. Журнал Тамаддун Нури, 5(56), 458-462. https://doi.org/10.69691/2y9zkr25
Roche, J. (2005). Fremdsprachenerwerb - Fremdsprachendidaktik. Tübingen: UTB.
Байрам, М. (1997). Обучение и оценка межкультурной коммуникативной компетенции. Клеведон: Multilingual Matters.
Вайнрайх, У. (1979). Языковые контакты: состояние и проблемы исследования. Киев: Вища школа.
Гальскова, Н. Д. (2006). Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. Москва: Академия.
Елизарова, Г. В. (2005). Культура и обучение иностранным языкам. Санкт-Петербург: КАРО.
Зимняя, И. А. (1991). Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение.
Карасик, В. И. (2002). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена.
Красных, В. В. (2002). Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Москва: Гнозис.
Леонтьев, А. А. (1999). Основы психолингвистики. Москва: Смысл.
Мойдинова, Э. К. (2021). Особенности профессиональной компетентности будущих учителей узбекистана. Экономика и социум, (1-2), 241-245.
Муминова, А. А. (2015). Узбекский речевой этикет: сен (ты), сиз (вы, вы). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, (3), 95-103.
Пассов, Е. И. (1991). Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение.
Пашкова, М. Н. (2015). Невербальные средства коммуникации в межкультурном общении. Вестник МГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, (2), 196-212.
Прохоров, Ю. Е. (2008). Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. Москва: ЛКИ.
Сафаров, Ш. (2008). Прагмалингвистика. Ташкент: Узбекистан.
Сафонова, В. В. (2004). Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Москва: Еврошкола.
Таджибаева, А. (2023). Проблемы психолингвистического исследования узбекского языка: комплексный обзор. Общество и инновации, 4(9/S), 280-289.
Тер-Минасова, С. Г. (2008). Язык и межкультурная коммуникация. Москва: Слово.
Шварц, Ш. (2011). Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 8(2), 36-67.
Щукин, А. Н. (2011). Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Москва: Икар.
Опубликован
Загрузки
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Севара Зияева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
