Modern technologies for teaching vocabulary when teaching English to technical students

Authors

  • The University of Geological Sciences
Современные технологии преподавания лексики при обучении английскому языку студентам технических направлений

Abstract

Modern technologies for teaching English vocabulary to students of technical universities are aimed at improving and optimizing the acquisition of technical and specialized vocabulary. In the context of globalization and the rapid development of science and technology, students studying at technical universities must have the skills to use professional vocabulary in different languages, especially English. Modern technologies help solve this problem more effectively. The main advantages of such technologies include: the use of digital educational platforms, multimedia resources, games in learning, corpus technologies and text analysis, interactive webinars and online courses, artificial intelligence technologies. The implementation of such technologies into the educational process makes it possible to increase student motivation, adapt training to their individual needs and significantly speed up the process of mastering technical vocabulary. In this regard, an urgent task is to use modern technologies to teach vocabulary to technical students. These technologies should be aimed at developing skills in professional vocabulary, improving understanding and active use of technical terms, as well as increasing the ability of students to communicate effectively in a foreign language in the professional field.

Keywords:

современные технологии лексическая компетенция лексика технические вузы формирование.

В Узбекистане условиях глобализации и интеграции научных и технологических процессов, знания иностранных языков становятся важным конкурентным преимуществом, особенно для студентов технических направлений. Важной частью подготовки таких специалистов является формирование лексической компетенции, которая включает способность правильно и точно использовать техническую терминологию на иностранном языке. Эта компетенция становится необходимой не только для эффективного общения в международных рабочих коллективах, но и для понимания и создания технической документации, работы с научными статьями и участия в международных проектах.

Успешное формирование лексических навыков разных видов обеспечивается прочной связью между практическими и умственными действиями со словом. Существование такой связи диктуется следующими причинами: 1. Лексические навыки требуют достаточно высокого уровня осознанности; 2. Лексические правила распространяются, к сожалению, лишь на небольшую группу слов; 3. Рациональное запоминание большого количества слов, часто не подлежащих группировке, требует от учащегося обращения к большому числу интеллектуальных, волевых и эмоциональных усилий (Шамов, 2011). Современные технологии, такие как информационно-коммуникационные средства, онлайн-платформы, электронные ресурсы и приложения для обучения, позволяют значительно повысить эффективность преподавания лексики. Внедрение этих технологий в учебный процесс открывает новые возможности для повышения качества обучения, делает его более гибким и доступным. В частности, цифровые технологии позволяют создавать персонализированные образовательные траектории, обеспечивая студентам удобный доступ к материалам, интерактивные упражнения и мгновенную обратную связь.

В связи с этим актуальной задачей является использование современных технологий для преподавания лексики студентам технических направлений. Эти технологии должны быть направлены на развитие навыков владения профессиональной лексикой, улучшение понимания и активного использования технических терминов, а также на повышение способности студентов эффективно коммуницировать на иностранном языке в профессиональной сфере.

Формирование лексической компетенции у студентов технических направлений является важным аспектом образовательного процесса в вузах, поскольку владение специализированной лексикой необходимо для успешного освоения профессии и участия в международных научно-технических проектах. Лексическая компетенция включает не только знание и использование базовой лексики, но и способность применять специфические термины в различных контекстах. В данной части работы рассматриваются проблемы и особенности формирования лексической компетенции у студентов технических направлений.

Лексическая компетенция – это способность человека понимать, запоминать и правильно использовать слова и выражения языка в устной и письменной речи. Она является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции и необходимым условием для эффективного общения. Компонентами лексической компетенции являются понимание значений слов, умение распознавать значение слова в разных контекстах, включая переносные значения, производство речи, способность правильно подбирать слова для выражения мыслей в соответствии с контекстом, жанром и ситуацией, грамматическое использование лексики, понимание, как слова сочетаются друг с другом (например, глагол + предлог: depend on), прагматическое использование. Умение использовать лексику, соответствующую социальной ситуации (формальная или неформальная речь).

Развитая лексическая компетенция позволяет эффективно общаться, понимать и интерпретировать информацию, а также демонстрировать высокий уровень владения языком в различных контекстах.

К числу наиболее актуальных технологий, отвечающих современным задачам вузовского образования в процессе обучения английскому языку в высшей технической школе, являются нижеследующие:

- проектный метод, основанный на “competence-based approach” в обучении профессиональному и разговорному английскому языку, подразумевает повышение интереса к изучаемому языку, самостоятельность и мотивированность студентов.

- технология «кейс стади» предполагает анализ конкретной учебно-деловой ситуации на английском языке. В качестве основы указанной технологии выступает метод “competence-based approach”.

- технология «дебаты» подразумевает использование на втором и третьем этапах обучения по методике “competence-based approach”. Обучение в рамках указанной технологии может быть направлено на повторение и актуализацию пройденного материала (Михайлов, 2018).

Основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в процессе обучения технической лексике, следующие: Низкий уровень языковой подготовки. Многие студенты технических вузов имеют недостаточные знания иностранного языка, что затрудняет освоение специфической лексики, необходимой для понимания профессиональных текстов и общения на профессиональные темы. Сложность технической лексики. Техническая лексика часто включает множество специфических терминов и понятий, которые могут быть трудны для восприятия и усвоения, особенно когда речь идет о пересечении двух языков (например, технического и естественнонаучного). Это делает преподавание лексики более сложным процессом, который требует интеграции как лексических, так и когнитивных навыков. Отсутствие системности в преподавании. В некоторых случаях обучение технической лексике проводится фрагментарно и без учета специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

С точки зрения методистов интернет-технологии, включающие в качестве составляющего элемента компьютерные технологии, представляют собой совокупность наиболее эффективных методов и приемов применения различных интернет-ресурсов с целью развития устной и письменной речи студентов: электронные тренажеры, цифровые приложения, электронные учебники, мультимедийные презентации, обучающее видео.

Средства современных образовательных технологий также вызвали необходимость в создании более прогрессивных форм контроля и оценки обучающихся. Наряду с традиционными формами контроля (тестирование, контрольные работы, интервью, дискуссия, написание эссе) применяются и инновационные формы оценивания знаний: игровые технологии, технологии использования компьютерных программ, интернет-технологии.

Интерактивные и цифровые технологии. В последние годы активно используется электронное обучение и мобильные приложения для преподавания лексики. Программы, такие как Quizlet, Anki, Memrise, а также платформы для онлайн-обучения (например, Coursera, edX), дают студентам возможность учить технические термины в удобной и доступной форме, систематизируя знания и помогая закрепить их с помощью карточек и повторений. Для увеличения словарного запаса студентами предлагается использовать кроссворды. В настоящее время с помощью компьютерных программ возможно генерировать онлайн-кроссворды с высокой степенью интерактивности (электронная задача, подсказки, проверка ответов).

В рамках дуальной системы образования студенты получают теоретические знания в учебных заведениях и одновременно проходят практику на предприятиях. Это позволяет студентам применять изученную лексическую информацию в реальных условиях и развивать навыки общения на профессиональные темы с коллегами и партнерами. Практические занятия на базе производственных предприятий дают студентам возможность не только овладеть лексикой, но и улучшить свои коммуникативные навыки.

Важным шагом является создание и использование учебных материалов, ориентированных на конкретные технические области. Это могут быть технические словари, учебники и пособия, включающие примеры реальных профессиональных текстов (например, технические отчеты, инструкции, научные статьи). Такие материалы позволяют студентам не только изучать лексикон, но и знакомиться с реальными профессиональными текстами, что способствует лучшему освоению специфической лексики.

References

Айтураев, М. М. (2024). Развитие лексической компетенции учащихся академического лицея на уроках английского языка (Дисс. PhD). Наманган.

Короткова, И. П. (2012). Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора (Дисс. PhD). Москва.

Михайлов, В. В. (2018). Особенности преподавания английского языка в техническом вузе. Перспективы науки и образования, 4(34).

Мухтаров, М. М. (2023). Методика развития лексической компетенции студентов вуза на уровне В2 (Дисс. PhD). Ташкент

Сиземина, А. Е. (2009). Методика развития лингвистической компетенции студентов лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучающихся (Дисс. PhD). Новгород.

Шамов, А. Н. (2007). Формирование лексической компетенции как основополагающая цель в обучении иностранному языку. В Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме: Лемпертовские чтения – IX (с. 123-135). Сборник статей по материалам международного научно-методического симпозиума. Пятигорск.

Published

Author Biography

Guzal Sultanova ,
The University of Geological Sciences

Senior teacher

How to Cite

Sultanova , G. (2025). Modern technologies for teaching vocabulary when teaching English to technical students. The Lingua Spectrum, 2(1), 262–266. Retrieved from https://lingvospektr.uz/index.php/lngsp/article/view/419

Similar Articles

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

You may also start an advanced similarity search for this article.